Каждый бизнес индивидуален. Каких-то общих инструкций о том, как выжить именно Вам, нет. Индивидуальны и субъекты, исполняющие роль руководителей и менеджеров. Но есть ряд советов, выполнение которых поможет малому бизнесу пережить трудные времена. В памятке ниже смотрите эти советы.

Памятка для бизнесмена: как выжить в кризис.

Не поддавайтесь панике.

Кризис — непростое время не только для компании, но и для ее руководителей, которые первыми и в большей мере ощущают его давление. Нет ничего хуже, чем директор, который выплескивает свои эмоции на подчиненных — резко снижается их уверенность в Вас как в лидере, с ней падет мотивация и рабочий настрой, что только усугубляет и без того шаткое положение дел внутри самого бизнеса.

  • Поговорите с подчиненными, расскажите честно о том, что сейчас происходит с компанией и какой запас прочности у Вас есть. Они в свою очередь пусть поделятся своим мнением относительно того, «где Вы сейчас» и куда нужно двигаться. Дайте им высказаться, помимо прямой пользы от предложенных решений «исповеди» помогают снять нервное напряжение в коллективе.

  • Будьте уверены в себе и своей компании. Если сможете зарядить себя этой уверенностью — будет легче зарядить ею сотрудников.

Отключите любые эмоции, не принимайте необдуманные решения. Сохраняйте хладнокровие и трезвый рассудок — сейчас они нужны Вам как никогда.

Помните! Если запаникует руководитель, то первыми, кто это увидит, будут именно его сотрудники.

Анализируйте показатели.
  • Изменение экономической конъюнктуры — идеальное время для аналитики (как внутренней, так и внешней). Проанализируйте следующие моменты:

  • Когда последний раз Вы анализировали источники выручки?

  • Давно ли сегментировали продукцию и покупателя?

  • Сколько денег приносит Вам каждый сотрудник?

Если Вы не ответили хотя бы на 1 из этих вопросов, то самое время подумать об этом.

  • Нестабильность — это лучшее время и для анализа конкурентов. Смотрите, что происходит с их ассортиментным рядом, в нем множество ответов — от изменений покупательского спроса до изменений условий работы с поставщиками.

  • Так как реальность гибкая, и во времена нестабильности она меняется быстро, нельзя жить с ранее установленными цифрами в голове. Нельзя закладывать в прогнозы на будущее старые показатели. Выход один — считать и анализировать всегда, еженедельно, ежемесячно делать выводы и держать руку на пульсе рынка.

Оптимизируйте расходы.

Оптимизация — это не только сокращения, но и замещения, перемещения и уже только после всего этого сокращения.

  • На основе полученной аналитики принимайте необходимые решения, связанные с ассортиментом, закупками и, конечно же, сотрудниками, для которых кризис должен стать возможностью по-настоящему проявить себя, а не быть таймером для сокращения.

  • Кризис — это лучшее время для урезания расходов, которые Вы так хотели, но не смогли урезать в обычные времена: водители для заместителей, компенсации на бензин на личное авто, представительские расходы и т п. Даже если Вы уже давно урезали статьи расходов зажиточных времен, все равно регулярно пересматривайте бюджеты и ищите совместные решения с контрагентами.

  • Еще раз подумайте над теми процессами, которые можно передать на аутсорсинг. Иногда дешевле и надежнее переложить тот или иной этап производства товара / услуги в руки тех, кто занимается только этим, а не поддерживать неэффективные и затратные цепочки на уровне своей компании.

  • Не забудьте спросить Вашего арендодателя о снижении арендной ставки. Предложите оплатить ее фиксированную сниженную стоимость сразу авансом на несколько месяцев вперед. Аккуратно намекните на то, что Вам такой большой офис, в принципе, уже и не нужен.

Любите клиентов как никогда ранее.
  • Ситуация такова, что, если малый бизнес еще сражается за каждого клиента, то у среднего и крупного бизнеса, клиенты со своими проблемами теряются среди цифр и нолей, которые, по мнению руководства, могут исправить любую ситуацию. Но это не так!

Помните! Привлечение нового клиента как минимум в пару раз дороже, чем удержание старого.

Фантазируйте на полную мощность.

Кризис — лучший период для переосмысления подхода к своему бизнесу и его процессам, он часто открывает бизнес с совсем другой стороны.

  • Вспомните себя во времена, когда Вы открывали свой первый бизнес. Думали ли всерьез о чем-то или следовали своему чутью? Так же и сейчас: расширение ассортимента, новые направления деятельности, слияния и поглощения — все то, что не пришло бы в голову в сытые и спокойные времена, именно сейчас заслуживает как минимум Вашего внимания.

  • Подумайте, что можно было бы сделать по-другому, взвесьте все за и против и действуйте. Исполнители и те, кто каждый день делает все по шаблону, получая привычную зарплату, уже не нужны. Нужны те, кто готов мыслить нестандартно, искать нетривиальные решения, быть гибкими.