Предприниматели обращаются к государственным сервисам, чтобы протестировать себя на наличие нарушений, узнать о мерах поддержки бизнеса и предстоящих проверках. Также с помощью электронных сервисов можно проверить контрагентов и получить доступ к сведениям из открытых информационных систем.

Портал Госуслуги.Портал Госуслуги всё больше ориентируется на возможности для бизнеса. С одной стороны, расширяется перечень услуг, которые доступны для юридических лиц и ИП, с другой — всё больше услуг переходит в электронный вид, а это значит, что их можно получить дистанционно.Доступные на портале категории услуг:Регистрация компании, НКО, СМИ.Решение вопросов, связанных с применением антимонопольного законодательства.Вопросы интеллектуальной собственности (регистрация сделок, распоряжений, учёт патентов и изобретений, другие возможности).Работа с отраслевыми справками и реестрами по линии НКО.Сертификация, лицензирование, выдача других разрешительных документов, соответствующие реестры.Страховые выплаты и пособия (регистрация, подача документов, сдача отчётности).С 2018 года работает мобильное приложение «Госуслуги Бизнес». Через него можно записываться на приём, обращаться в ведомства, проверять поступление от них уведомлений и требований, отслеживать штрафы.
Сайт и сервисы ФНС.Федеральная налоговая служба — передовое государственное ведомство в плане разработки и внедрения современных технологий электронного взаимодействия с налогоплательщиками.Юридические лица, ИП и самозанятые могут создать личный кабинет, где аккумулируется вся актуальная информация: долги, предстоящие события (платежи, отчёты), переплаты по налогам и взносам и прочее. Личные кабинеты также доступны в формате мобильного приложения, что повышает удобство их использования.Через личный кабинет можно непосредственно взаимодействовать с ФНС — для этого предназначены специальные сервисы.Доступны электронная подача обращений, сдача отчётности, получение справок, погашение недоимки, уплата налогов и взносов.Для подготовки документов и контроля правильности их формирования пользователи могут скачать программное обеспечение.Взаимодействие с ФНС можно полностью перевести в электронный формат. Для этого достаточно наличия квалифицированной электронной подписи, а для упрощения работы — дополнительно услуг оператора ЭДО.Кроме того, ФНС предлагает комплексную онлайн-проверку себя и контрагентов через сервис «Прозрачный бизнес», который даёт возможность получить сведения и проанализировать их на наличие рисков.Сервис проверки возможности получения отсрочки или рассрочки в связи с COVID-19. Он предназначен для получения сведений о доступных конкретному ИП или организации мерах господдержки. Если какие-то из них доступны, можно перейти на соответствующую страницу и узнать всё о том, как воспользоваться той или иной возможностью.
Портал Бизнес-навигатора МСП.Портал Бизнес-навигатора МСП — специальная онлайн-площадка для субъектов малого и среднего бизнеса. Здесь собрана вся актуальная информация о мерах поддержки и многочисленные сервисы:можно сделать расчёт бизнес-плана,проверить себя на стоп-факторы получения кредита,сделать расчёт кредитного лимита,найти и подобрать предложения по кредитованию, лизингу и обучающим программам.В общей сложности предпринимателям доступны несколько десятков сервисов.
Сервисы Минтруда.Самый актуальный и полезный сервис Минтруда для бизнеса — Онлайнинспекция.рф. Информационно площадка охватывает практически все ситуации, которые могут возникнуть в сфере кадровых вопросов и применения трудового законодательства, включая миграционное.Основные возможности сервиса:Трудовой навигатор — инструкции по разрешению самых распространённых трудовых споров.Дежурный и электронный инспекторы — 2 сервиса для бесплатных онлайн-консультаций со специалистами в области трудового права. Электронный инспектор также позволяет пройти самопроверку на наличие нарушений.Банк типовых документов — образцы документов по личному составу и кадровой работе.Кроме того, можно узнать о мерах господдержки, обратиться в трудовую инспекцию, обжаловать её решение, направить сведения в службу занятости, воспользоваться сервисом по поиску работников.В системе собрана библиотека трудовых ситуаций — законы, практика и ответы на конкретные жизненные вопросы. Выбираете ситуацию и получаете тематические памятки, ссылки на нормативно-правовую базу, ответы на частые вопросы, образцы документов, проверочные листы для самоконтроля и другие материалы — всё по конкретной теме.
Цифровая платформа «Мой бизнес» от Минэкономразвития.Портал «Мой бизнес» — цифровая платформа для предпринимателей. Основной ориентир — малый и средний бизнес. Ресурс носит, прежде всего, информационный характер. Здесь представлены новости и база знаний. Но также портал позволяет:получить онлайн-консультации,выбрать банковское предложение и подать заявку на кредит, рефинансирование или получение банковской гарантии на льготных условиях (при господдержке).
Другие сервисы.Их можно назвать старыми верными помощниками бизнеса. Они работают давно и многим известны, но при этом развиваются и становятся всё более полезными.Федресурс — самая большая база сведений о юридических лицах и предпринимателях, а также их деятельности, включая банкротство. Если нужно отслеживать информацию в постоянном режиме — поставьте компанию, ИП или определённые сведения на мониторинг и регулярно получайте сводные данные на свою электронную почту.Разнообразные электронные сервисы Росреестра — это возможность запрашивать и получать информацию и документы из ЕГРН (недвижимость, земельные участки).Для тех, кто хочет знать о предстоящих проверках или найти информацию о результатах прошедших проверок, предназначен сервис Генпрокуратуры «Единый реестр проверок». Охват системы — проверки по линии всех госорганов, которые курирует и санкционирует прокуратура.Банк данных исполнительных производств ФССП — общедоступные сведения об исполнительных производствах, их ходе и сумме задолженностей. Можно проверить себя или контрагента — любое юридическое лицо и ИП.Тем, кому часто приходится судиться, кому нужно обратиться в суд или получить конкретное судебное решение, обязательно пригодятся электронные системы, которые позволяют искать судебные решения, получать информацию об участниках судебных процессов и отслеживать ход процессов:«Правосудие» — суды общей юрисдикции;«Мой арбитр» — арбитражные суды.Постепенно развивается система онлайн-участия в судебных процессах. Пока она полноценно доступна только на базе системы «Мой арбитр». В судах общей юрисдикции приходится использовать функционал сайта конкретного суда.

Обратите внимание! Для эффективной работы с сервисами нужно учесть, что все представленные выше системы и сервисы — электронные ресурсы, которые работают в онлайн-режиме. Получать информацию и консультироваться на них можно без регистрации. Но если необходимо дистанционно запросить и получить документы, пройти регистрацию, сертификацию или лицензирование, то есть полноценно использовать весь доступный функционал, потребуется квалифицированная электронная подпись. Квалифицированные сертификаты электронной подписи оформляют только удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязью.