Закрытие обособленного подразделения (ОП) произвести несколько проще, чем закрыть организацию, при соблюдении определенного законодательного порядка и определенной последовательности. Рассмотрим это ниже.

Особенности составления приказа о закрытии ОП

  • Отправной точкой в процессе завершения работы обособленного подразделения станет приказ о его закрытии. Оформить приказ может кадровик, секретарь, юрисконсульт или иной специалист, назначенный руководителем компании. А подписать распоряжение должен директор организации, только тогда документ станет легитимным.
  • В любом распоряжении должно содержаться не только основание, но и обоснование его составления:
  • обоснование — это причина создания;
  • основание — ссылка на внутренний документ или на законодательный акт.

В данном случае в качестве основания указывают решение, принятое советом директоров или учредителем, который выступает в единственном лице.

  • Приказ о закрытии ОП составляют в свободной форме, так как унифицированного бланка, утвержденного на законодательном уровне, нет. Текст может быть как печатным, так и рукописным. Распоряжение составляется в единственном экземпляре на листе формата А4 или на бланке организации. Структура и содержание текста должны соответствовать общепринятым правилам:
  • В шапке следует указать:
  • наименование компании;
  • название и порядковый номер документа;
  • место его составления;
  • обоснование и основание, в данном случае можно сослаться на производственную необходимость.
  • В содержательной части прописывают:
  • полное наименование филиала и место его нахождения;
  • Ф.И.О. и должности лиц, которые будут заниматься закрытием ОП;
  • Ф.И.О. сотрудника, ответственного за исполнение распоряжения.
  • В конце ставят дату и подпись руководителя.

Порядок закрытия ОП

Порядок закрытия обособленного подразделения может отличаться в зависимости от того, является ОП филиалом или представительством. Потребуется провести следующие внутрикорпоративные процедуры:

  • Если решение об открытии ОП принималось на общем собрании участников, то и решение о закрытии должны приниматься также на общем собрании. При ликвидации ОП придется менять сведения в ЕГРЮЛ.
  • Сведения о филиалах или представительствах не вносятся в устав организации (ст. 55 ГК РФ). Но если они были внесены, устав придется менять.
  • для регистрации изменений в учредительных документах, потребуется заполнить заявление по форме Р13001, приложив к нему финансовый документ об оплате госпошлины;
  • для исключения из ЕГРЮЛ без изменения устава, заполняется заявление по форме Р14001, с предварительной оплатой госпошлины.

Пошаговая инструкция по закрытию ОП (филиала или представительства) в 2021 году

  • Подготовьте письменное решение общего собрания о закрытии ОП. Составить такой документ может корпоративный юрист.
  • Издайте распоряжение о закрытии ОП на основании решения руководящего состава организации.
  • Подготовьте унифицированное уведомление по форме № С-09-3-2. На первой странице укажите информацию об организации и об ее владельце.
  • Уведомите работников о прекращении деятельности ОП. На основании ч. 2 ст. 180 ТК РФ уведомить работников нужно за 2 месяца до увольнения. Уведомление должно быть оформлено в письменном виде, на нем получена подпись сотрудника.
  • Подготовьте унифицированную форму заявления № Р13001 о регистрации всех изменений. На этом основании будут внесены изменения в учредительные документы. Заполнить предстоит титульный лист и приложение на листе «К». На титульной странице должны быть представлены идентификационные данные организации.
  • Подготовьте устав. Подготовить устав нужно в 2-х экземплярах, внеся в него все изменения.
  • Оплатите государственную пошлину.

Пошаговая инструкция по закрытию ОП без отдельного баланса

  • Подготовьте решение руководства о ликвидации ОП.
  • Издайте приказ.
  • Уведомите сотрудников об увольнении (за 2 месяца).
  • Заполните заявление по форме Р14001. Заполнить нужно титульный лист и лист «О»:
  • на титульный лист внесите сведения о компании;
  • на листке «О» укажите тип подразделения, причину подачи заявления.
  • Подготовьте уведомление по форме С-09-3-2.
  • Подайте все документы в территориальную налоговую службу.

Сроки подачи заявления о закрытии ОП

Руководитель организации вправе самостоятельно решать, в какие сроки будет завершена процедура ликвидации ОП.

  • Сроки же подачи заявления о закрытии обособленного подразделения установлены НК РФ. С момента прекращения деятельности в течение 3-х рабочих дней нужно подать заявление в ИФНС по месту расположения компании, сообщив в нем о закрытии ОП (пп.3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Такое заявление подают по форме С-09-3-2.
  • В течение 10 рабочих дней организации будет выдано уведомление по форме № 1-5-Учет, которое утверждено приказом ФНС от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@, если инспекция не назначит выездную проверку.
  • Если же налоговики решат провести проверку, уведомление о закрытии ОП будет выдано после ее завершения (п. 9 Приложения к Приказу Минфина от 05.11.2009 N 114н).

Обратите внимание! При закрытии обособленного подразделения установлены не только сроки снятия с налогового учета, но и порядок снятия ОП с учета в ФСС.

  • В территориальное отделение ФСС нужно подать следующие документы (с учетом п. 15, 75 Регламента ФСС, утв. Приказом ФСС от 22.04.2019 N 217):
  • заявление;
  • копию решения учредителей;
  • справку банка о закрытии расчетного счета, если ОП имело отдельный баланс.