С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (за исключением некоторых положений). Это означает, что проверки будут проходить по новым правилам. Документ взял новый курс – на профилактику и предупреждение нарушений. Обновленные требования коснутся почти всех надзорных органов, в том числе и ГИТ.

Какие изменения произойдут

  • Проверки станут короче. Документ изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С середины 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, на данный момент установлен максимум – 20 рабочих дней.
  • Введены новые формы контроля. Новый закон установил новые формы проведения контролирующих мероприятий:
  • Инспекционный визит: осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.

С 1 июля контролирующие органы смогут заменить плановые проверки на инспекционные визиты, которые длятся не более 1 рабочего дня.

Внимание! такая форма проверки не предполагает заблаговременного уведомления работодателя: визиты будут внезапными!

  • Мониторинговую закупку товара или заказ работ/услуг для проведения испытания, экспертизы, исследования для проверки соответствия требованиям к безопасности и качеству.
  • Выборочный контроль.
  • Все проверки будут фиксироваться онлайн. Все действия контроллеров в рамках проверок будут отражаться в специальных информационных ресурсах.

Система поможет отследить правомерность надзорных мероприятий, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).

  • Риск-ориентированный подход. Методика предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. Это означает, что, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).
  • Сокращение количества проверок. Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок.

Например, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключит договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).

  • Мониторинг вместо плановых проверок. Еще один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, – мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.

Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъемку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Кого проверит ГИТ в 2021

По постановлению Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий. Но и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.

  • Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
  • Кроме того, запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по ст. 28.7 КоАП РФ. Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства. Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника. При этом инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой. Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.

Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).

Что проверит ГИТ в 2021

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: они не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

  • Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.). Но не все чек-листы утверждены на данный момент: например, Ростехнадзор пока не утвердил чек-лист по сосудам под давлением.
  • При проверке создания и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) – чек-лист № 31, Роструд поставил задачу проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и присутствие в Положении разделов из п. 8 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России oт 19 августа 2016 г. № 438н), разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, а именно:
  • политика работодателя в области охраны труда;
  • цели работодателя в области охраны труда;
  • обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
  • процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:
  1. подготовку работников по охране труда;
  2. организацию и проведение оценки условий труда;
  3. управление профессиональными рисками;
  4. организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;
  5. информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
  6. обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
  7. обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
  8. обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
  9. обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
  • планирование мероприятий по реализации процедур;
  • контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  • планирование улучшений функционирования СУОТ;
  • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  • управление документами СУОТ.

Если инспектор выявит несоответствие требованиям охраны труда в Положении о СУОТ, в том числе Типовому положению, то это приравнивается к отсутствию у работодателя СУОТ.

  • Кроме того, при проведении плановой проверки Роструд отметил необходимость применения Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ (приказ Роструда 21 марта 2019 г. № 77).
  • Внеплановые проверки ограничены рамками запроса (жалобы), инспектор может проверить документы по теме проверки, которые касаются определенного сотрудника.
  • Если же запрос на нарушение прав был отправлен с пометкой о неразглашении своего имени работодателю, что позволяет сделать ст. 358 ТК РФ, тогда сотрудник ГИТ может запросить документы на нескольких работников, чтобы сохранить имя, направившего запрос, в тайне.

Сроки проведения проверок ГИТ

Напоминаем, плановые проверки трудовая инспекция проводит:

  • 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска;
  • 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска;
  • 1 раз в 5 лет — компании со средним риском;
  • 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском.

Ответственность за нарушения охраны труда

  • За не обеспечение функционирования системы управления охраной труда на своем предприятии, на организацию могут наложить штрафы по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
  • для должностного лица – до 5 тыс. руб.;
  • для организации – до 80 тыс. руб.

Обратите внимание! Штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному мероприятию несколько раз.

Например, если в Положении нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты (СИЗ), то организацию могут оштрафовать согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

  • Штрафы по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ:
  • для должностного лица – до 30 тыс. руб.;
  • для организации – до 150 тыс. руб.
  • Не забывайте: если не выполнить требования трудовой инспекции и не представить документы на проверку, организации грозит административная ответственность по ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ:
  • штраф должностному лицу в размере от 2 до 4 тыс. руб.

Как будет проверяться соблюдение новых правил по охране труда

  • Напомним, что с 1 января вступили в силу 38 новых правил по охране труда (ПОТ), еще 2 ПОТ начнут действовать чуть позже. Так, ранее действующие правила признаны утратившими силу. Но утратившие силу ПОТ, до сих пор включены в проверочные листы.
  • Роструд рассказал, что с 1 января 2021 года инспекторы не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 января 2021 г. № 57-ТЗ).

Но, если в ходе проверки было выявлено нарушение новых ПОТ, инспектор вправе инициировать внеплановую проверку.