Сделки, которые совершаются только на бумаге, а не в реальности – это предмет деятельности фирм-однодневок, с которыми постоянно сражается ФНС. Поэтому всегда лучше иметь на руках доказательства чистоты и добросовестности совершения сделки здесь и сейчас.

Кто и что должен доказывать

  • Если контрагент признан недобросовестным (относится к числу «однодневок»), то не избежать проверок ФНС. Инспекторы изучают каждую сделку на предмет получения неправомерной налоговой выгоды:
  • на движение денежных и товарных потоков (ведет ли фирма деятельность или только «пропускает» через себя деньги и товары);
  • на возможную взаимозависимость участников сделки;
  • на вероятность налоговой выгоды.
  • Несмотря на то, что по закону бремя доказательств на налоговой, но в интересах фирмы подтверждать реальность своих сделок самостоятельно. При установлении фиктивности договоров фирма, совершившая сделку с однодневкой, может быть лишена вычета по НДС и/или списания расходов по налогу на прибыль.

Важно! Налоговая инспекция должна доказать, что сделок с недобросовестным партнером в действительности НЕ БЫЛО, а фирма-налогоплательщик – опровергнуть это утверждение, доказав реальность сделок.

На что «смотрит» налоговая

В обязанность налоговикам в качестве поиска доказательств вменено следующее:

  • Выявлять подконтрольность недобросовестного партнера налогоплательщику. Если будет выявлена финансовая или иная зависимость контрагента от фирмы, с которой он заключил сделку, то ясно, что это сделано с целью получения налоговой выгоды. Создавать фирмы-однодневки запрещено законом, а в этой ситуации налогоплательщик не мог не знать, что он сотрудничает с такого рода контрагентом.
  • Исследовать: почему выбран именно этот партнер. В ситуации, когда контрагенты не связаны между собой и один из них оказался недобросовестным, то налоговая будет исследовать вопрос, почему он был выбран для сотрудничества. Причины выбора контрагента очень важны в доказательстве реальности сделки. Поэтому крайне важно уделять внимание проверке благонадежности потенциального партнера до совершения сделок.
  • Сличать подписи на документах. Все документы, подписанные от имени контрагентов, должны иметь подписи лиц, имеющих на это соответствующие полномочия. Если окажется, что таковых полномочий подписавшее лицо не имело либо оно вообще не установлено, сделка может быть признана фиктивной.

Важно! Несовпадающие подписи не могут служить единственным доказательством, особенно в суде, ведь в реальной жизни у партнеров редко имеются возможности производить сличение подписей в паспортах уполномоченных лиц и на документах при заключении сделки.

  • Оценивать достаточность и разумность проверки контрагента. Если налогоплательщик не позаботился о проверке добросовестности будущего партнера, то он сам виноват, если тот окажется однодневкой. Необходимо предпринимать ряд мер, устанавливающих «адекватность» партнеров, и пренебрежение ими недопустимо. ФНС будет исследовать следующие моменты:
  • существует ли установленный порядок отбора контрагентов;
  • если существует, был ли он нарушен в случае выбора данного контрагента;
  • имел ли налогоплательщик дело с др. недобросовестными агентами раньше;
  • как именно проверялась платежеспособность потенциального партнера, его деловая репутация, наличие необходимых условий для выполнения сделки;
  • как оценивалась коммерческая составляющая сделки.

Формирование доказательной базы

Чтобы сформировать доказательства фиктивности сделки, сотрудники налоговой будут обращать внимание на такие обстоятельства и подробно их анализировать:

  • Предварительный контакт. Были ли предварительные встречи или звонки между руководством или уполномоченными лицами налогоплательщика и потенциального партнера. Отсутствие личных контактов – почти гарантия нереальности сделки.
  • Доказательства обсуждений. Обговаривались ли условия сделки. Если да, то, значит, она имела место в действительности. Подтверждения могут быть документальные (например, проект договора) и свидетельские.
  • Осведомленность налогоплательщика. Знает ли контрагент, где именно находятся, например, склады или торговые площади партнера. Если сделка имела место, то он не может быть не осведомлен о таких важных моментах.
  • Как получили информацию о контрагенте. ФНС заинтересуется, откуда налогоплательщик получил сведения о партнере, если у того нет своего сайта, он не размещал рекламу в СМИ, не имеет рекомендаций от др. партнеров и т.п.
  • Проверяли ли лицензию. Если для осуществления деятельности контрагенту была необходима лицензия, а он ее не имеет, то налицо недостаточная проверка его добросовестности.

Рекомендации добросовестным налогоплательщикам

От столкновения с однодневками никто не застрахован. Даже самая тщательная предварительная проверка может не дать негативных результатов, и при этом в контрагентах окажется недобросовестный партнер. Приведенные ниже рекомендации помогут в повседневной деятельности компании.

  • Сохраняйте все доказательства предварительной проверки контрагента в виде бумажных документов или их сканов, или скринов в электронном виде. Среди этих документов могут быть:
  • данные из открытых источников (реестры Минюста, ФНС, плательщиков НДС и т.п.);
  • дополнительные документы (не только учредительные, но и доказывающие наличие материально-технической базы, необходимой для оказания услуги или поставки товара).
  • Разрабатывайте и утверждайте регламент заключения договоров. То есть следует разработать и утвердить внутренний нормативный документ, регламентирующий способ отбора контрагентов, и в дальнейшем не нарушать эту процедуру при отборе новых потенциальных партнеров.
  • Составляйте перечень основных хозяйственных операций, которыми занимается фирма, и соответствующий им набор обязательных первичных платежных документов, доказывающей реальность сделки. В него входят:
  • накладные;
  • акты выполненных работ или оказанных услуг;
  • отчеты о выполненной работе;
  • счета-фактуры;
  • счета на оплату;
  • технические заявки и др.

Набор первички будет отличаться в зависимости от предмета конкретной сделки: поставка товара, оказание услуги, выполнение работы.

Обязательно контролируйте составление всей первички, сопровождающей сделку, и непременно сохраняйте ее. Чем больше корректной первичной документации, тем меньше вопросов у налоговой по поводу реальности сделки.

Применение дополнительных доказательств

Иногда можно применить и дополнительные доказательства, уже прошедшие «обкатку» судебной практикой:

  • Прозрачность дальнейшей судьбы предмета сделки. Если ФНС сомневается в реальности сделки с материальными объектами либо с правом на имущество, их может убедить отслеживание пути этого товара. Если фирма-налогоплательщик использует их в производстве, продала третьим лицам или они имеются в наличии, то сделка не может быть фиктивной.
  • Налог на имущество платится только с реальных товаров. Если ФНС признала объект спорной сделки базой налога на имущество, значит, сделка была действительной либо налог на имущество окажется переплаченным. Это может быть дополнительным аргументом против налоговой в суде.
  • «От противного». Фирма может обратиться в третейский суд с иском о признании сделки недействительной и взыскании расходов по ней с контрагента. Тогда доказательства реальности сделки будут подтверждены другой инстанцией. Третейское решение – сильный аргумент, хотя формально оно не имеет законодательной силы для арбитражного суда.
  • Заключение стороннего эксперта. Закон разрешает налогоплательщику самостоятельно проводить экспертизу по существу дела. Это затратный способ для ответчика, но в случае выигрыша дела расходы возместит ФНС. Экспертиза будет особенно уместна, если ФНС обвиняет в завышении указанных расходов.
  • Свидетельские показания. ФНС может вызывать свидетелей по своему усмотрению, но если дело доходит до суда, то это право есть и у налогоплательщика. Он подает ходатайство о заслушивании свидетеля, отмечая в нем, какие обстоятельства дела он может прояснить (например, видел, как разгружали привезенный товар и т.п.). Реальность сделки может быть подтверждена свидетельскими показаниями, и чем их больше, тем лучше.