ФНС России разъяснила порядок выпуска квалифицированных электронных подписей (КЭП) для юридических лиц (юрлиц), индивидуальных предпринимателей (ИП) и нотариусов, который вступит в действие с 1 января 2022 года.⠀

Что необходимо сделать коммерческими удостоверяющими центрами

Срок действия КЭП, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами, истечет 01.01.2022 года.

До 1 июля 2021 года коммерческим удостоверяющим центрам необходимо переаккредитоваться.⠀

Где сделать переход от платной услуги к безвозмездной

Плавно перейти от платной к безвозмездной госуслуге по выпуску электронной подписи с 1 июля можно будет в Удостоверяющем центре ФНС России (УЦ ФНС) и там же получить квалифицированную электронную подпись.⠀

Ограничения в получении КЭП бесплатно

Выпуск квалифицированных электронных подписей доступен для всех юрлиц и ИП, но есть и ограничения:

  • Удостоверяющий центр ФНС России бесплатно выдает квалифицированные сертификаты только для юрлиц (обычно гендиректору, который действует от лица компании без доверенности), ИП и нотариусов. Квалифицированный сертификат физлица, а также лица, планирующего действовать от имени юрлица по доверенности, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах
  • Квалифицированные сертификаты для заявителей, указанных в п.1, выпускаются территориальными налоговыми органами по предварительной записи. Заявитель лично предоставляет ряд документов (заявление на выпуск КЭП, паспорт и СНИЛС) в налоговую службу и проходит через процедуру идентификации.
  • Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям.

Где можно приобрести носители

  • Такие носители можно приобрести у дистрибьюторов производителей и в специализированных онлайн-магазинах.
  • Также можно использовать носители, которые уже есть, если они соответствуют требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экземпляров) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ.
  • Подготовить заявление на выдачу квалифицированного сертификата может помочь оператор электронного документооборота. К нему же можно обратиться и по вопросу приобретения ключевых носителей.
  • «Пилотные» квалифицированные сертификаты являются легитимными и будут действовать 15 месяцев. Их можно использовать для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Обратите внимание! С 1 июля 2021 года лица, имеющие право действовать без доверенности от имени организации, и ИП получат возможность подать заявление на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».