В 2019 году возможность использования механизма единого налогового платежа появилась у физических лиц в отношении налога на имущество, транспортного и земельного налога, а с 2020 года – применительно к налогу на доходы физических лиц.

Предполагается, что, начиная с 2022 года, единый налоговый платеж станет доступен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сейчас Госдума РФ рассматривает проект этого варианта.

Условия применения единого налогового платежа

  • Единый налоговый платеж – это механизм, с помощью которого лицо может заранее оплатить налоги и сборы по принципу «единого кошелька»: денежные средства перечисляются на специальный счет Федерального казначейства и далее самостоятельно распределяются ФНС в счет различных фискальных платежей.
  • Пользуясь данным правом, налогоплательщики могут заблаговременно перечислить определенную денежную сумму на счет казначейства и не беспокоиться относительно несвоевременности либо неполной уплаты налога. В ряде случаев такая процедура может значительно сократить время оформления расчетных документов, снизить риск неверного исполнения платежных реквизитов и т. д.
  • Единый налоговый платеж станет доступен с 2022 года для юрлиц и ИП в следующих случаях:
  • в счет исполнения обязательств по налогам, сборам и страховым взносам;
  • в счет исполнения обязанности налогового агента по уплате (перечислению) налога;
  • в отношении авансовых платежей по налогу;
  • в отношении торгового сбора;
  • в отношении сбора за пользование объектами животного мира;
  • в отношении сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • в отношении страховых взносов;
  • в отношении задолженности по пеням, штрафам, а также % в силу ст. 64 НК РФ (при предоставлении ФНС отсрочки/рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов).

Механизм применения единого налогового платежа

Единый налоговый платеж является правом, а не обязанностью налогоплательщика, поэтому не требуется получения какого-либо специального разрешения или уведомления от ФНС.

  • Денежные средства должны быть перечислены налогоплательщиком на специальный счет Федерального казначейства без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к конкретному бюджету бюджетной системы РФ. При этом обязанность по уплате налога будет считаться исполненной с момента предъявления в банк платежки (при условии наличия на счете достаточного денежного остатка на день платежа).
  • ФНС самостоятельно осуществит зачет суммы единого налогового платежа в следующей очередности:
  • в счет уплаты недоимки по налогам (сборам, страховым взносам);
  • в счет уплаты предстоящих платежей по налогам (авансовым платежам по налогам, сборам, страховым взносам);
  • в счет уплаты задолженности по пеням, штрафам, % налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
  • Зачет суммы единого налогового платежа осуществляется не позднее 10 дней со дня установленного срока уплаты налога (авансового платежа, сбора, страховых взносов) последовательно начиная с обязательства с наиболее ранним сроком уплаты. О факте зачета ФНС обязана сообщить лицу не позднее 5 дней с момента принятия соответствующего решения.
  • Налогоплательщик вправе письменно потребовать возврата денежных средств, перечисленных им в бюджет в качестве единого налогового платежа, по которым ФНС не принято решение о зачете. В таком случае возврат денежных средств осуществляется после принятия ФНС соответствующего решения в месячный срок.

Насколько единый налоговый платеж будет актуален для бизнеса

Законопроект пока проходит стадию первого чтения и еще не раз претерпит изменения.

  • Предполагается, что реализация предложенного механизма создаст для налогоплательщиков более приемлемые условия для исполнения своих обязательств перед бюджетом, прежде всего, за счет удобства его использования и сокращения издержек.
  • Но некоторые эксперты считают, что далеко не каждое лицо имеет желание и финансовую возможность авансировать свои налоговые обязательства. Статистика это подтверждает: в 2020 году единым налоговым платежом воспользовалось менее полумиллиона физлиц. Поэтому вряд ли можно ожидать чего-то иного от предпринимателей в ближайшее время.
  • Тем не менее, единый налоговый платеж может быть востребован среди субъектов малого предпринимательства, поскольку позволит снизить финансовые затраты, как минимум в части сопровождения финансовых операций, бухгалтерского обслуживания.
  • Кроме того, невостребованный остаток денежных средств, ранее уплаченных в счет единого налогового платежа, может стать своеобразной «страховкой» для случаев, когда предприниматель по невнимательности не исполнил фискальную обязанность. В таком случае списание задолженности произойдет автоматически и без дополнительных негативных последствий, например, блокировки операций по счетам.
  • Но можно с уверенностью сказать, что предложенные изменения в НК РФ дополнительно повысят собираемость налогов.