Обязанность оформлять квалифицированные ЭЦП возложена на ФНС только с 2022 года. С этого же 2022 года срок действия квалифицированных подписей, которые выдают коммерческие удостоверяющие центры, закончится.

Но ФНС проявила инициативу и решила досрочно оформлять квалифицированные ЭЦП уже с 1 июля 2021 года.

Кто может получить бесплатную ЭЦП

  • Обратиться за получением квалифицированного сертификата в удостоверяющий центр ФНС могут:
  • компания;
  • индивидуальный предприниматель;
  • нотариус.
  • То есть получить квалифицированную ЭЦП в аккредитованном центре ФНС смогут лица, которые действуют от имени организации без доверенности, предприниматели и нотариусы по предварительной записи.

Кто не сможет получить ЭЦП

  • ФНС не выдаст квалифицированную ЭЦП обычным гражданам и уполномоченным представителям коммерческих организаций. Получить подпись они смогут в платных удостоверяющих центрах после их аккредитации в соответствии с требованиями Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ.
  • Кроме того, налоговики не выдают электронные подписи:
  • кредитным организациям,
  • операторам платежных систем,
  • не кредитным финансовым организациям;
  • должностным лицам государственных и муниципальных органов, а также организациям, подведомственным этим органам.

Такие организации и должностные лица с 2022 года получают квалифицированную ЭЦП в удостоверяющих центрах Центробанка и Федерального казначейства соответственно.

Как получить подпись

  • Для получения ЭЦП необходимо предварительно записаться в ФНС. С 1 июля 2021 года подать заявление на выпуск можно через «Личный кабинет физлица» на официальном сайте ФНС.
  • Чтобы получить квалифицированный сертификат в удостоверяющем центре ФНС, надо предоставить пакет документов. В него входит:
  • документ, удостоверяющий личность;
  • СНИЛС;
  • USB-носитель ключевой информации (токен) для записи квалифицированного сертификата и ключа электронной подписи, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ.

Если Вы придете в ФНС с обычной USB-флешкой, купленной в магазине, то Вам не запишут на нее квалифицированный сертификат (ЭЦП). Нужно предоставить сотруднику ФНС специальную флешку, которая сертифицирована ФСТЭК или ФСБ.

  • Рутокен ЭЦП 2.0
  • Рутокен S
  • Рутокен Lite
  • JaCarta ГОСТ
  • JaCarta-2 ГОСТ
  • JaCarta LT
  • ESMART Token
  • ESMART Token ГОСТ и др., соответствующие установленным требованиям.

Обратите внимание! На один носитель можно записать до 32 ЭЦП. Срок действия полученной в ФНС ЭЦП составит 15 месяцев.

  • Приобрести носитель ключевой информации можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Или же можно использовать имеющиеся носители ключевой информации при наличии действующего сертификата соответствия ФСТЭК или ФСБ на этот носитель.

Как можно использовать подпись от ФНС

  • Полученной квалифицированной подписью можно подписывать, например:
  • счета-фактуры,
  • первичные документы,
  • налоговые декларации,
  • отчетность в Росстат и внебюджетные фонды.