Неустойка (штраф, пеня) представляет собой денежную сумму, установленную договором или законом и выплачиваемую стороной, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательства по договору (п. 1 ст. 330 ГК РФ). При ее истребовании доказывается факт нарушения обязательства.

В таблице ниже дадим советы, которые помогут Вам получить неустойку с поставщиков, которые не передали уже оплаченный Вами товар.

Ссылайтесь на то, что прекращение обязательств о поставке товара не освобождает от неустойки

  • Поставщики в ответе на претензию указывают, что покупатель уже утратил интерес к исполнению, расторг договор, а значит, больше не существует обязательства передать товар. А если такого обязательства нет, то не может быть и неустойки за его нарушение. Эти доводы справедливы лишь отчасти: хотя вместо обязательства передать товар появилось новое — вернуть предоплату, на судьбу штрафных санкций это не повлияет, если начислить их до момента, когда прекратили первоначальное обязательство.
  • Чтобы отклонить довод контрагента, поясните в претензии, а затем и суду, что просите взыскать неустойку до даты расторжения. Ссылайтесь на разъяснения ВАС и Верховного суда: расторжение договора прекращает обязательства лишь на будущее (Постановление Пленума ВАС от 06.06.2014 № 35), а окончание срока действия договора не освобождает от ответственности за нарушение его условий (Постановление Пленума ВС от 24.03.2016 № 7).

Считайте неустойку с даты нарушения до даты, когда поставщик узнал о расторжении договора

  • Чтобы получить всю сумму неустойки, которую требуете в иске, за начало периода возьмите дату нарушения обязательства по поставке, а за окончание — дату его прекращения. Как ее определить — мнения расходятся даже у судей. Моментом расторжения договора суды признают:
  • либо дату, когда направили односторонний отказ или требование вернуть предоплату (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 19.07.2020 по делу № А53-22497/2019);
  • либо дату, когда поставщик такое сообщение получил (Постановление АС Центрального округа от 25.07.2019 по делу № А23-5532/2018).

Воспользуйтесь вторым вариантом, чтобы взыскать неустойку за больший период, и проведите расчет до даты, когда поставщик узнал, что больше не должен поставлять товар (Постановление АС Волго-Вятского округа от 25.06.2020 по делу № А82-12925/2019). В худшем случае суд сократит период до даты направления письма.

  • Чтобы точно знать, когда обязанности передать товар больше не существует, проверьте другие договоры поставки, которые заключаете. Укажите в них, что считать моментом расторжения из-за нарушения сроков. Так поставщик не сможет ссылаться на то, что обязательство прекратилось раньше, чем наступил момент, который Вы согласовали в договоре. Например, укажите, что покупатель обязан направить уведомление об одностороннем отказе и та дата, когда поставщик получит его, и будет датой расторжения договора.

Пример формулировки: «В случае, когда Поставщик, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче Товара в установленный Договором срок, Покупатель вправе отказаться от Договора в одностороннем порядке, направив соответствующее уведомление по адресу для корреспонденции, указанному в Договоре, либо юридическому адресу Поставщика. Датой расторжения Договора, прекращения обязательства Поставщика поставить Товар и возникновения его обязательства вернуть Покупателю сумму предварительной оплаты будет являться дата получения Поставщиком указанного уведомления либо дата, в которую сообщение считается доставленным в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ».

  • Если потребовали вернуть предоплату, не нужно направлять отдельный отказ от договора. Если поставщик не передал товар вовремя, то не будет иметь значения, направлял ли покупатель отдельное уведомление об отказе от договора либо ограничился требованием вернуть предоплату и не прокомментировал дальнейшую судьбу обязательства. На возможность взыскать неустойку это не повлияет.

Но договор может содержать иные правила о том, как действовать покупателю при просрочке передачи товара. Прежде чем отправлять претензию — проверьте условия договора на это (определение ВС от 31.05.2018 по делу № А60-59043/2016, постановления АС Дальневосточного округа от 15.10.2020 по делу № А37-2982/2019, АС Западно-Сибирского округа от 01.09.2020 по делу № А46-18398/2019).

Не требуйте неустойку до момента, когда поставщик вернет предоплату

  • Если в иске попросите присудить неустойку до даты фактического исполнения, то есть до момента, когда поставщик вернет предоплату, то суд может удовлетворить такое требование, но решение не останется в силе при обжаловании. Вышестоящие инстанции подобные решения отменяют (Определение ВС от 25.09.2020 по делу № А32-53113/2018). Указывают, что требование о возврате предоплаты прекратило договор.

Поэтому не рекомендуем начислять неустойку за период после того, как Вы уже явно выразили отказ от поставки. Это повлечет для компании, как завышенную госпошлину, так и временные издержки из-за отмены решения.

Пример из практики: Если в претензии дали выбор поставщику — передать товар или вернуть деньги, то просите неустойку до даты подачи иска. В этот момент определитесь с требованием.

Покупатель: Расторг договор через суд, взыскал предоплату и неустойку по дату подачи иска. Во втором иске потребовал неустойку за последующий период.

Поставщик: Ссылался, что истец просит неустойку за то время, когда обязательство передать товар уже превратилось в денежное.

Суд: Первая инстанция отказала в иске: с даты, когда покупатель потребовал вернуть предоплату, взыскать неустойку нельзя.

Апелляция и кассация решение отменили: в претензии покупатель просил поставить товар либо вернуть деньги, значит, денежное обязательство поставщика возникло, когда вступило в силу решение о возврате предоплаты.

Верховный суд поддержал первую инстанцию: покупатель утратил интерес к исполнению, когда выбрал способ защиты в виде иска о возврате предоплаты, а не товара.

Источник: определение ВС от 30.05.2017 по делу № А56-76383/2015