Как, ссылаясь на погрешности в работе почты и курьеров, отменить судебный акт, разрешить спор с контрагентом или госорганом и сохранить деньги компании. В таблице ниже приведены ситуации, когда избежать неприятных последствий для компании можно с помощью одной лишь ссылки на ошибку почты или курьерской службы. Однако принести в суд распечатку с сайта почты об отслеживании писем, даже если ее заверил нотариус, по мнению суда, недостаточно (Решение АС Челябинской области от 13.03.2018 по делу № А76-25339/2017).

Какие ошибки почты удастся использовать

Есть 3 ошибки почты, которые компании могут использовать с выгодой для себя. Если Вы увидите такую ошибку почты, то смело ссылайтесь на нее в споре с контрагентом или госорганом.

  • Почта вернула письмо отправителю раньше времени. Доказать это можно по трек-номеру на pochta.ru/tracking. Запросите его у контрагента, либо смотрите в материалах дела, если спор дошел до суда. Если трек-номер не узнали, то запросите у почты внутреннюю служебную проверку на pochta.ru/claim.

Обратите внимание! Сроки хранения корреспонденции почтой составляют:

  • 30 дней – письма и почтовые переводы;
  • 15 дней – иные почтовые отправления;
  • 7 дней – любые «судебные» и «административные» отправления.
  • Почта не сообщила, что пришло письмо, или передала извещение неуполномоченному сотруднику. Доказать это можно запросив в почте внутреннюю служебную проверку на pochta.ru/claim.

Обратите внимание! Правило уведомления почтой о письмах гласит: «Если вручить заказное письмо представителю компании не удалось, то почтальон обязан опустить извещение о заказном письме по форме 22 в почтовый ящик».

  • Почта не доставила письмо в почтамт получателя. Доказать это можно также по трек-номеру на pochta.ru/tracking. Далее Ваши действия соответствуют тем, что были в первой ситуации.

Обратите внимание! Контрольные сроки пересылки писем почтой установлены отдельно для каждого населенного пункта. Таблицу со сроками можно посмотреть в приказе Минкомсвязи от 04.06.2018 № 257.

Как сделать распечатку с сайта почты сведений о письме с трек-номером

  • Самый простой способ доказать ошибку почты — представить распечатку с pochta.ru/tracking с трек-номером письма. На ней будет видно, дошло письмо до почтамта получателя или нет, и когда вернулось обратно, если не удалось вручить.
  • Чтобы суд точно не отказался принимать распечатку с сайта почты об отслеживании писем, заверьте ее у нотариуса. Для этого закажите осмотр страницы. Сделать это теперь можно и онлайн, хотя еще не все нотариусы предоставляют такую возможность. По итогам осмотра страницы получите нотариальный протокол, который и нужно представить в суд.
  • Однако не все суды признают распечатку с pochta.ru/tracking доказательством ошибок почты. Судьи говорят, что информация об отслеживании писем — это не официальный документ. Сведения с сайта почты носят справочный характер (Решение АС Ивановской области от 24.01.2019 по делу № А17-10323/2018, Решение АС Сахалинской области от 17.09.2020 по делу № А59-2876/2020, Решение АС Приморского края от 22.03.2021 по делу № А51-3470/2021, Постановление АС Поволжского округа от 22.04.2019 по делу № А65-22544/2018).
  • Суды считают, что сведения из распечатки с сайта почты можно использовать только в совокупности с другими документами (Решение АС Курганской области от 09.03.2021 по делу № А34-8010/2020), например, подойдут первичные документы, которые должны быть в почтовом отделении, а также ответ почты по итогам внутренней служебной проверки.

Обратите внимание! Распечатка с сайта почты не поможет, например, тогда, когда нужно подтвердить, что почтальон не опустил извещение по форме 22 в почтовый ящик.

Как заказать на почте служебную проверку

Подтвердить нарушения почты можете не только распечаткой с сайта об отслеживании писем, но и результатами внутренней служебной проверки. Вы вправе ее запросить у самой же почты.

  • Чтобы заказать проверку, подайте в почтовое отделение заявление на бумаге либо заполните электронную форму на pochta.ru/claim:
  • выберите среди видов обращений претензию на розыск отправления;
  • авторизуйтесь через Госуслуги и после этого заполните форму;
  • приложите к заявлению почтовую квитанцию или ее копию, если нет оригинала. Но даже если и копии нет, заявление все равно направляйте.
  • Но прежде чем сделать это, проверьте, сколько времени прошло с даты отправки письма. Почта вправе отказать, если прошло больше 6 месяцев, а при пропаже международного EMS-отправления более 4-х месяцев. Но даже если не откажет и проверку проведет, пользы от этого может и не быть. Так, в одном деле почта ответила, что прошло уже больше 2-х лет, и выяснить, как доставляли письмо, невозможно (Решение АС Москвы от 24.01.2019 по делу № А40-90016/2017).
  • По результатам проверки получите официальный ответ заказным письмом либо по электронной почте, которую указали в заявлении.
  • Срок хранения письма начинает течь со следующего рабочего дня после поступления на почту. В срок хранения «судебных» и «административных» писем не входят день поступления, возврата и нерабочие праздничные дни. Суббота и воскресенье в срок входят (п. 34 Правил, утв. приказом Минкомсвязи от 31.07.2014 № 234, постановление АС Московского округа от 30.10.2020 по делу № А40-239698/2016).
  • К ответу по итогам служебной проверки советуем представить в суд еще и распечатку с pochta.ru/tracking. Так повысите шансы, что в споре с контрагентом или госорганом суд примет Вашу ссылку на ошибку почты.

На какие ошибки почты ссылаться бесполезно

Есть 3 ошибки почты, которые суды считают формальными (Постановления АС Центрального округа от 03.03.2021 по делу № А14-20013/2019, от 13.10.2020 по делу № А68-563/2020, Московского округа от 04.02.2020 по делу № А40-151453/2019). Сами на них ссылайтесь, но если услышите такие ссылки от контрагента, то смело можете возражать.

  • Почта указала в почтовой квитанции не полный адрес.

Например, на конверте указан номер дома 67/69, а в квитанции – 67.

Суд в этом случае считает, что нужно смотреть, какой адрес на конверте.

  • Почта оформила почтовую квитанцию с ошибками.

Например, в квитанции нет слов «с описью», хотя ее оформляли.

Суд в этом случае считает, что такая погрешность не подтверждает, что компания письмо не получила.

  • Почта перепутала на своем сайте отправителя и получателя.

Например, компания направила письмо, но на pochta.ru указали ее как получателя, а контрагента – как отправителя.

Суд в этом случае считает, если в почтовой квитанции стороны не перепутаны, то значит, письмо оформили и отправили корректно.