ФНС России обновила форму справки по расчетам с бюджетом по налогам, сборам, взносам, пеням, штрафам и процентам, порядок ее формирования и электронного формата. Новая справка о взаиморасчетах с ИФНС содержит новую графу, где необходимо указывать код налогового органа. Документ стал единым как для физлиц, так и для организаций и ИП. Ранее бланки отличались.

Одновременно ФНС письмом №АБ-4-19/2990 от 09.03.2021 обновила порядок совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам. В таблице ниже дадим информацию о новом порядке сверки с ИФНС.

В каком случае сверка обязательна

  • По новым правилам, сверка расчетов проводится в обязательном порядке только в двух случаях:
  • если этого захотел сам налогоплательщик (он должен подать заявление о предоставлении акта сверки расчетов);
  • в иных случаях, установленных Налоговым кодексом РФ.

Обратите внимание! Прежние правила требовали также проводить ежеквартальную сверку с крупнейшими налогоплательщиками. Теперь такая обязанность отменена.

Какие документы можно получить от ИФНС при сверке

  • Справка об исполнении обязанности по уплате налогов. Чаще всего она нужна для предоставления в сторонние организации. Ее могут запросить банк, организаторы тендера (госзакупок). Из справки видно, имеется ли у организации задолженность перед бюджетом. Если да, то надо смотреть справку о состоянии расчетов с бюджетом.
  • Справка о состоянии расчетов с бюджетом нужна для того, чтобы:
  • определить наличие задолженностей, переплат по всем фискальным платежам, которые организация обязана уплачивать в бюджет;
  • подтвердить отсутствие долгов перед государством, если этого требуют заказчики или контрагенты;
  • провести зачет или возврат излишне уплаченных денежных средств в пользу ФНС;
  • исключить возможность штрафов при недоимках и долгах по фискальным платежам.
  • Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Собственно это итог сверки. Позволяет выявить налогоплательщику, перечислены ли необходимые суммы налогов и сборов, нет ли задолженности у организации, не начисляются ли организации штрафы и пени за неуплаченные вовремя налоги.

Подача заявления на проведение сверки расчетов с ИФНС

Обратите внимание! Запрос справки о состоянии расчетов в ИФНС — это не обязанность, а право налогоплательщика. По собственному желанию ИФНС такие данные налогоплательщикам не сообщают.

  • По новым правилам налогоплательщик вправе подать заявление любым из следующих способов:
  • лично на приеме в налоговом органе;
  • через многофункциональные центры (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг – это новая возможность подачи заявления о проведении сверки;
  • почтовым отправлением;
  • по телекоммуникационным каналам связи с помощью оператора электронного документооборота (заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью);
  • через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС (заявление должно быть подписано усиленной неквалифицированной или квалифицированной электронной подписью).
  • Полученные заявления регистрируются в информационном ресурсе не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления. Заявления, представленные в электронной форме, регистрируются автоматически.

Особенности формирования данных по результатам сверки

  • По действующему порядку предоставления сведений о взаиморасчетах с бюджетом налоговики направляют налогоплательщику информацию о взаиморасчетах на утвержденном бланке в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса (заявления) (ст. 32 НК РФ, п. 80, 97 Административного регламента ФНС, утвержденного приказом ФНС № ММВ-7-19/343@ от 08.07.2019).
  • Документ формируют на основании учетных данных ИФНС. Учитывается вся информация о произведенных расчетах, начислениях и взысканиях.
  • Информация подается за период, который указан в письменном запросе. Если таких сведений в запросе нет, то информация готовится на дату получения официального запроса от предпринимателя или организации.
  • Если компания имеет филиалы и (или) обособленные подразделения, то в запросе необходимо указать КПП конкретного структурного подразделения, по которому требуется справка. Если в обращении КПП не указан, то справку сформируют отдельно по каждому филиалу, подразделению и головному учреждению.

Важно! Если в ходе сверки выявлены разногласия, то уведомить ФНС при помощи электронной формы документа нельзя. В такой ситуации придется запросить результаты сверки на бумаге. Необходимо указать информацию о выявленных разногласиях в установленном порядке.

Сведения для внутренней проверки

Многие компании заказывают справки для внутреннего использования. Например, бухгалтеру нужны эти сведения, чтобы провести самостоятельную проверку. В таком случае запрашивать унифицированный документ нецелесообразно, поскольку он формируется 5 рабочих дней.

  • Если сведения нужны для внутренних ревизионных мероприятий, то бухгалтеру достаточно запросить простую распечатку. Такой бланк — это информация о текущих расчетах, долгах, переплатах и прочих сведениях. Этот документ формируется сразу, то есть получить его Вы можете в день обращения в ФНС.