До конца 2022 года установлен временный запрет (мораторий) на проведение большинства проверок, осуществляемых в рамках государственного и муниципального контроля и надзора (постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Согласно условиям моратория, плановые проверки в текущем году проводятся только в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Но мораторий не распространяется на камеральные налоговые проверки и не налагает никаких препятствий для их осуществления ИФНС. Камеральные налоговые проверки в 2022 году проводятся без ограничений и в порядке, установленном соответствующими нормами НК РФ.

Камеральная налоговая проверка – это разновидность мероприятий налогового контроля, заключающаяся в проверке представляемой компаниями налоговой отчетности. За некоторыми исключениями, обязательной проверке подлежат любые сдаваемые организациями и ИП налоговые декларации и расчеты.

Особенности проведения камеральной проверки.

  • Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налоговой инспекции, принявшей от компании ту или иную налоговую отчетность (абз. 1 п. 1 ст. 88 НК РФ). Причем они проводятся по самому факту представления налоговой отчетности, без вынесения специального решения руководителя ИФНС.
  • Проведение проверки по месту расположения ИФНС не означает, что налоговики не могут вызвать должностных лиц проверяемой организации или ИП для дачи пояснений или показаний. НК РФ не предусматривает каких-либо ограничений на данный счет. При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физлицо, в т. ч. и директор, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (письмо ФНС от 09.08.2019 № ЕД-4-15/15859@).
  • В ходе камеральной проверки налоговые органы имеют возможность запрашивать пояснения и документы, касающиеся, в том числе, фигурирующих в представленной налоговой отчетности льгот.
  • Одновременно с этим возможности налоговиков по истребованию документации в рамках камеральных проверок значительно ограничены. Так, при проведении камеральной проверки ИФНС не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией прямо не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Например, при проверке декларации по НДС, в которой был заявлен вычет, ИФНС вправе запросить у плательщика только счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие принятие приобретенной продукции на учет. Все остальные документы налоговики, проводящие камеральную проверку, запрашивать не вправе.

  • Если в ходе камеральной проверки налоговики установят факт совершения налогового правонарушения, они составят акт проверки, который впоследствии будет являться основанием для привлечения плательщика к налоговой ответственности. Оспорить акт, представив письменные возражения, плательщик может в течение 1 месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Сроки проведения камеральных налоговых проверок.

  • Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца. Но по ряду налоговых деклараций устанавливается сокращенный срок проведения камеральных проверок:
  • в отношении налоговой декларации по НДС — это 2 месяца с момента подачи декларации. Но если ИФНС выявит в ней какие-либо несоответствия и ошибки, то срок может быть продлен до 3 месяцев (абз. 5 п. 2 ст. 88 НК РФ);
  • в отношении налоговой декларации по НДС, которую представляет иностранная организация, поставленная на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, срок камеральной проверки увеличивается до 6 месяцев.
  • Срок, отводимый на проведение проверки, отсчитывается со дня представления в ИФНС налоговой декларации/расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом НК РФ не обязывает налоговые органы предварительно сообщать плательщикам о нарушениях, которые повлекли продление срока проверки (письмо Минфина от 02.10.2018 № 03-02-07/1/70615). Выявленные в ходе камеральной проверки декларации по НДС нарушения указываются в акте налоговой проверки.
  • Решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки направляется налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика или заказным письмом в срок, не превышающий 3-х дней с даты принятия такого решения.

Особенности представления пояснений.

  • При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у организации и ИП пояснения. Пояснения истребуются в следующих случаях:
  • в налоговой декларации/расчете выявлены ошибки или противоречия;
  • в налоговой декларации/расчете содержатся сведения, противоречащие сведениям, имеющимся в наличии у ИФНС;
  • представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет;
  • в налоговой декларации заявляется получение убытка;
  • в налоговой декларации заявляется налоговый вычет;
  • в декларации/расчете заявляется об операциях или имуществе, по которым применены налоговые льготы.
  • Получив требование о представлении пояснений, налогоплательщики обязаны предоставить такие пояснения не позднее 5 дней (абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ).
  • Компании, которые обязаны сдавать налоговые декларации по НДС исключительно в электронном виде, должны представлять пояснения также в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе пояснения не считаются представленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).
  • Пояснения по консолидированной группе налогоплательщиков в ИФНС должен представлять ответственный участник этой группы.
  • Пояснения по налоговым льготам. Запрашивать пояснения ИФНС может только в отношении операций, к которым применяются налоговые льготы. Налоговики не вправе требовать предоставления пояснений по операциям, освобождаемым от налогообложения в соответствии с нормами НК РФ (письмо Минфина от 23.08.2017 № 03-07-11/53982). Это объясняется тем, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
  • Если какая-то операция освобождена от налогообложения на основании специальной нормы НК РФ и данная норма применяется в отношении всех налогоплательщиков, то подобное освобождение нельзя рассматривать в качестве льготы. Поэтому ИФНС не может затребовать пояснения в отношении подобных операций.
  • Непредставление в рамках камеральной проверки пояснений, равно как и нарушение срока их представления, повлечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Повторное совершение в течение календарного года указанных нарушений грозит штрафом в размере 20 тыс. руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Представление дополнительных документов.

  • Помимо пояснений, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать у организации и ИП предоставить и дополнительные документы, подтверждающие обоснованность отраженных в налоговой отчетности сведений. Документы могут быть затребованы в следующих случаях:
  • в налоговой декларации заявлены налоговые льготы (представляются документы, подтверждающие право на данные льготы);
  • представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет (представляются документы, подтверждающие данные уточненной декларации);
  • в налоговой декларации заявляется налоговый вычет по НДС (представляются документы, подтверждающие такой вычет);
  • при несоответствии сведений, содержащихся в декларации, сведениям, заявленным в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (представляются счета-фактуры и первичные документы, относящиеся к прослеживаемым товарам).
  • Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в ИФНС в течение 10 дней, 20 дней — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков и 30 дней — при налоговой проверке иностранной организации (п. 3 ст. 93 НК РФ).
  • Отказ от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ — штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.