Новости
22.09.2020
Как самозанятым принимать оплату от клиентов
Для того чтобы самозанятому брать деньги от клиентов, необходимо совершить следующие действия:- Зафиксировать договоренности.
- Выполнить свою работу.
- Получить деньги от клиента.
- Внести запись о доходах.
- Выдать клиенту чек:
-
- Сразу — при оплате наличными или на карту.
- До 9 числа следующего месяца, если деньги поступили на расчетный счет.
- Если самозанятый сотрудничает с ИП, он может подписать договор или устно согласовать сделку. Условия партнеры обсуждают лично — по телефону или при встрече — либо в переписке.
- Если самозанятый заключает сделку с организацией, нужно обязательно оформить договор. Тип документа будет зависеть от вида сотрудничества:
-
- договор подряда;
- договор возмездного оказания услуг;
- договор поставки;
- агентский договор.
- Чтобы упростить документооборот, можно использовать оферту — предложение о заключении сделки. Самые простые примеры оферты — цена товара на сайте, ценники в магазине, печатные каталоги товаров и услуг. Оферта не требует подписания. Если клиент платит, значит, он согласен с условиями сделки.
- Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, он подтверждает, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить.
- Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.
- Чтобы бизнес-клиент оплатил работу, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона счета для самозанятых нет. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.
- Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты. Можно скачать шаблон и внести в него свои реквизиты.
- Бизнес обязан принимать наличные через онлайн-кассу, но на самозанятых это требование не распространяется. По закону они входят в число исключений и могут применять онлайн-кассу по собственному желанию.
- Если бизнес-клиентам удобнее проводить безналичные платежи, самозанятому ИП нужно открыть расчетный счет. Для ведения счета можно выбрать абонентское обслуживание или оплату за операцию. При абонентском обслуживании с владельца счета ежемесячно взимается определенная сумма. По тарифу без абонентского обслуживания владелец счета выплачивает комиссию за каждую операцию. Если по счету проходит много операций, выгоднее абонентское обслуживание.
- К банковскому счету можно подключить эквайринг и принимать платежи картами. Для этого предприниматель устанавливает платежный POS-терминал — специальное оборудование, которое считывает информацию с платежной карты и отправляет запрос в банк. Если у клиента достаточно денег, покупка оплачивается, и терминал распечатывает чек. Если самозанятый продает через сайт, он может подключить интернет-эквайринг и получать оплату картой онлайн. Для подключения эквайринга, нужно обратиться в банк и заключить договор, при этом взимается комиссия в размере 1–2% от всех карточных платежей.
- Самозанятый может принимать оплату любым способом:
-
- перечислением на расчетный счет;
- безналом через сервис интернет-эквайринга;
- корпоративной банковской картой через POS-терминал;
- наличными.
- При получении оплаты перечислением, необходимо соблюсти очередность: сначала получить деньги и только потом сформировать чек в приложении «Мой налог». Это можно сделать до 9 числа следующего месяца.
- Если оплата картой или наличными, чек важно передать сразу — в момент расчетов.
- При возврате денег, например, если товар клиенту не подошел, самозанятый аннулирует чек. В приложении он нажимает кнопку «Аннулировать» и указывает причину: возврат средств или неправильная операция. Аннулировать чек можно в любой момент, ограничений по сумме или количеству чеков не установлено.
- Чек от самозанятого — это отчетный документ. Он подтверждает, что организация действительно перевела деньги за оплату товара или услуги. Клиенту можно отправить чек в электронном или бумажном виде. Нельзя объединять несколько платежей от разных клиентов в один чек и вносить одну запись с общей суммой. На каждый платеж — свой чек.
- Для правильного формирования чека, в приложении указывают название компании или ФИО предпринимателя, ИНН. Эту информацию можно посмотреть в договоре или в уведомлении от онлайн-банка.
- Самозанятый такой чек формирует в приложении «Мой налог», когда получает деньги от организации.
- Если сумма сделки между самозанятым и клиентом больше 10 тыс. руб., то по закону нужно составить договор, чтобы при разногласиях в суде можно было подтвердить сделку.
- Если сумма сделки меньше 10 тыс. руб., то договор составляется по договоренности сторон. Чтобы избежать формальности, стороны обсуждают условия сотрудничества в переписке или устно.
- Частным клиентам не нужны акты или счета — достаточно передать клиенту реквизиты для оплаты: номер карты, электронного кошелька или телефона, к которому привязана карта. Можно взять оплату наличными.
- Частные лица могут произвести оплату самозанятому несколькими способами:
- на карту любого банка;
- на электронный кошелек любой платежной системы;
- наличными;
- через сервис онлайн-платежей на сайте или в соцсетях.
- Иногда самозанятые принимают деньги несколькими способами: на разные электронные кошельки и карты разных банков, чтобы клиенты могли выбрать удобные им варианты оплаты.
- При получении денег самозанятый выдает клиенту чек из приложения «Мой налог». В чек достаточно ввести суть сделки — описание платежа и сумму. Указывать информацию о клиенте не нужно.
- В чеке для частного клиента самозанятый указывает суть сделки и полученную сумму.
- Если общение проходит в соцсетях или в мессенджерах — чек отправляют онлайн.
- При сделке лично — достаточно показать чек на экране своего телефона. Если клиент чек не просит, то отправлять его не надо.
- За работу без чека самозанятому грозит штраф:
-
- в первый раз — 20% от суммы чека;
- во второй раз — 100% сумма чека.