Новости

22.09.2020

Как самозанятым принимать оплату от клиентов

Для того чтобы самозанятому брать деньги от клиентов, необходимо совершить следующие действия:
  • Зафиксировать договоренности.
  • Выполнить свою работу.
  • Получить деньги от клиента.
  • Внести запись о доходах.
  • Выдать клиенту чек:
    • Сразу — при оплате наличными или на карту.
    • До 9 числа следующего месяца, если деньги поступили на расчетный счет.
Прием оплаты самозанятыми от бизнеса Фиксация договоренностей
  • Если самозанятый сотрудничает с ИП, он может подписать договор или устно согласовать сделку. Условия партнеры обсуждают лично — по телефону или при встрече — либо в переписке.
  • Если самозанятый заключает сделку с организацией, нужно обязательно оформить договор. Тип документа будет зависеть от вида сотрудничества:
    • договор подряда;
    • договор возмездного оказания услуг;
    • договор поставки;
    • агентский договор.
Самозанятые не ведут бухгалтерского учета, поэтому не обязаны хранить договоры и первичные документы.
  • Чтобы упростить документооборот, можно использовать оферту — предложение о заключении сделки. Самые простые примеры оферты — цена товара на сайте, ценники в магазине, печатные каталоги товаров и услуг. Оферта не требует подписания. Если клиент платит, значит, он согласен с условиями сделки.
Подписание акта и оплата счета
  • Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, он подтверждает, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить.
  • Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.
  • Чтобы бизнес-клиент оплатил работу, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона счета для самозанятых нет. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.
  • Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты. Можно скачать шаблон и внести в него свои реквизиты.
Наличие кассы и банковского счета Выбрать налог на профессиональный доход (НПД) для бизнеса может ИП и физическое лицо. Открыть расчетный счет для бизнеса или подключить кассовый аппарат вправе только самозанятые ИП. Если Вы не ИП, этот пункт пропустите.
  • Бизнес обязан принимать наличные через онлайн-кассу, но на самозанятых это требование не распространяется. По закону они входят в число исключений и могут применять онлайн-кассу по собственному желанию.
  • Если бизнес-клиентам удобнее проводить безналичные платежи, самозанятому ИП нужно открыть расчетный счет. Для ведения счета можно выбрать абонентское обслуживание или оплату за операцию. При абонентском обслуживании с владельца счета ежемесячно взимается определенная сумма. По тарифу без абонентского обслуживания владелец счета выплачивает комиссию за каждую операцию. Если по счету проходит много операций, выгоднее абонентское обслуживание.
  • К банковскому счету можно подключить эквайринг и принимать платежи картами. Для этого предприниматель устанавливает платежный POS-терминал — специальное оборудование, которое считывает информацию с платежной карты и отправляет запрос в банк. Если у клиента достаточно денег, покупка оплачивается, и терминал распечатывает чек. Если самозанятый продает через сайт, он может подключить интернет-эквайринг и получать оплату картой онлайн. Для подключения эквайринга, нужно обратиться в банк и заключить договор, при этом взимается комиссия в размере 1–2% от всех карточных платежей.
Способы принятия оплаты
  • Самозанятый может принимать оплату любым способом:
    • перечислением на расчетный счет;
    • безналом через сервис интернет-эквайринга;
    • корпоративной банковской картой через POS-терминал;
    • наличными.
  • При получении оплаты перечислением, необходимо соблюсти очередность: сначала получить деньги и только потом сформировать чек в приложении «Мой налог». Это можно сделать до 9 числа следующего месяца.
  • Если оплата картой или наличными, чек важно передать сразу — в момент расчетов.
  • При возврате денег, например, если товар клиенту не подошел, самозанятый аннулирует чек. В приложении он нажимает кнопку «Аннулировать» и указывает причину: возврат средств или неправильная операция. Аннулировать чек можно в любой момент, ограничений по сумме или количеству чеков не установлено.
Выдача чека
  • Чек от самозанятого — это отчетный документ. Он подтверждает, что организация действительно перевела деньги за оплату товара или услуги. Клиенту можно отправить чек в электронном или бумажном виде. Нельзя объединять несколько платежей от разных клиентов в один чек и вносить одну запись с общей суммой. На каждый платеж — свой чек.
  • Для правильного формирования чека, в приложении указывают название компании или ФИО предпринимателя, ИНН. Эту информацию можно посмотреть в договоре или в уведомлении от онлайн-банка.
  • Самозанятый такой чек формирует в приложении «Мой налог», когда получает деньги от организации.
Прием оплаты самозанятыми от частных лиц Оформление сделки документами
  • Если сумма сделки между самозанятым и клиентом больше 10 тыс. руб., то по закону нужно составить договор, чтобы при разногласиях в суде можно было подтвердить сделку.
  • Если сумма сделки меньше 10 тыс. руб., то договор составляется по договоренности сторон. Чтобы избежать формальности, стороны обсуждают условия сотрудничества в переписке или устно.
  • Частным клиентам не нужны акты или счета — достаточно передать клиенту реквизиты для оплаты: номер карты, электронного кошелька или телефона, к которому привязана карта. Можно взять оплату наличными.
Как получать деньги
  • Частные лица могут произвести оплату самозанятому несколькими способами:
  • на карту любого банка;
  • на электронный кошелек любой платежной системы;
  • наличными;
  • через сервис онлайн-платежей на сайте или в соцсетях.
Отдельная карта для доходов от самозанятости необязательна, но ее можно завести, чтобы отделить бизнес-доход от других источников. Банк не заблокирует личную карту самозанятого при поступлении на нее средств от профессиональной деятельности, если Вы уведомите банк о работе со счетом в качестве самозанятого и представите справку, сформированную в приложении «Мой налог».
  • Иногда самозанятые принимают деньги несколькими способами: на разные электронные кошельки и карты разных банков, чтобы клиенты могли выбрать удобные им варианты оплаты.
Обратите внимание! Самозанятый платит налог только с платежей, которые внесены в приложение «Мой налог». Выдача чеков
  • При получении денег самозанятый выдает клиенту чек из приложения «Мой налог». В чек достаточно ввести суть сделки — описание платежа и сумму. Указывать информацию о клиенте не нужно.
  • В чеке для частного клиента самозанятый указывает суть сделки и полученную сумму.
  • Если общение проходит в соцсетях или в мессенджерах — чек отправляют онлайн.
  • При сделке лично — достаточно показать чек на экране своего телефона. Если клиент чек не просит, то отправлять его не надо.
  • За работу без чека самозанятому грозит штраф:
    • в первый раз — 20% от суммы чека;
    • во второй раз — 100% сумма чека.
Обратите внимание! В этом году на штрафы для самозанятых наложен мораторий, но с 2021 года они могут начать действовать.

Заказать звонок

Укажите свой контактный телефон, и мы перезвоним вам в течении 5 минут

Заказать услугу
Прикрепить свои файлы