Новости
13.05.2021
Особенности оформления доверенности в электронном виде
Чаще всего доверенность в электронном виде делают, чтобы передать поверенному в другом городе. Это быстрее, дешевле и безопаснее, чем передавать бумажную доверенность через почтовый сервис. В этом случае обращаются сначала к нотариусу в своем городе, а поверенный забирает доверенность у нотариуса в своем городе. Еще доверенность можно оформить в рамках электронного документооборота, когда стороны заранее договорились о такой возможности.
Оформление электронной доверенности у нотариуса
Нотариусы вправе удостоверять равнозначность электронного документа бумажному документу и наоборот. В итоге такой документ имеет юридическую силу подлинника и не выступает его копией (ст. 77, 103.8, 103.9 Основ законодательства о нотариате).
5 этапов оформления электронной доверенности через нотариуса:
- Доверитель лично обращается к нотариусу, предоставляя данные о себе и поверенном. Нотариус выясняет, какие действия доверитель поручает совершить поверенному. Доверителю разъясняют правовые последствия подписания доверенности.
- Нотариус составляет обычный документ на бумажном носителе. Доверитель проверяет данные в доверенности и подписывает обычную нотариальную доверенность на бумаге.
- Нотариус преобразует бумажную доверенность в электронную, сканируя ее и создав электронный файл. Этот файл нотариус подписывает своей электронной подписью, подтверждая тем самым равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе (ст. 103.8 Основ законодательства о нотариате).
- Нотариус передает доверенность в электронной форме и свою электронную подпись доверителю. В итоге доверитель получает 2 файла: файл с отсканированной доверенностью и файл с электронной подписью нотариуса. Как правило, речь идет о zip-архиве, в котором есть изображение бумажного документа и ЭП нотариуса.
Нотариус отправляет файлы по электронной почте или переносит на любой носитель, например, флешку. Способ выбирает доверитель. Можно попросить нотариуса сразу отослать доверенность нотариусу в другой город.
- Другой нотариус преобразует доверенность из электронного вида в бумажный. Поверенный или иное лицо обращается к другому нотариусу, который обратно переводит электронную доверенность в бумажную. Нотариус подтверждает равнозначность документов на бумажном и электронном носителе (ст. 103.9 Основ законодательства о нотариате).
Обратите внимание! Нотариус фиксируют любые нотариальные действия в Единой информационной системе нотариата (ЕИСН) (ст. 34.3 Основ законодательства о нотариате). Для проверки доверенностей, в том числе электронных, пользуйтесь сервисом, который организует Федеральная нотариальная палата. Достоверность вправе проверить любой желающий бесплатно и круглосуточно.
Не нотариальное оформление электронной доверенности
- Оформление электронной доверенности не у нотариуса зависит от того, соблюдены ли 3 условия:
- соответствие закону;
- требования к ЭП;
- наличие согласия контрагента.
Дело в том, что доверенность не отличается от других документов, которые подписывают стороны в рамках электронного документооборота, например, договор, соглашение, акт.
- Порядок оформления такой же, что и при подписании ЭП других документов:
- Убедитесь, что доверенность в электронном виде соответствует общим требованиям закона. Учитывайте общие правила, которые нужно соблюсти, когда оформляете любую доверенность в простой письменной форме.
Например, нельзя оформить доверенность без указания даты составления. Такая доверенность будет ничтожна, независимо от того, сделали ее на бумаге или электронно.
- Учитывайте требования к ЭП. Для электронной доверенности, подписанной ЭЦП, нужно соблюсти условия, при которых электронная подпись будет равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Например, сертификат ключа подписи не должен утратить силу. Все требования прописаны в Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ в ст. 6.
- Договоритесь с контрагентом использовать ЭП. Нельзя просто направить доверенность или иной документ в электронной форме контрагенту. Возможность использования ЭП нужно предусмотреть в договоре с контрагентом. Другой вариант – с контрагентом подписано соглашение о переходе на электронный документооборот.