Новости
27.05.2021
Как ГИТ будет проверять работодателей в 2021 году
С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (за исключением некоторых положений). Это означает, что проверки будут проходить по новым правилам. Документ взял новый курс – на профилактику и предупреждение нарушений. Обновленные требования коснутся почти всех надзорных органов, в том числе и ГИТ.
Какие изменения произойдут
- Проверки станут короче. Документ изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С середины 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, на данный момент установлен максимум – 20 рабочих дней.
- Введены новые формы контроля. Новый закон установил новые формы проведения контролирующих мероприятий:
- Инспекционный визит: осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.
С 1 июля контролирующие органы смогут заменить плановые проверки на инспекционные визиты, которые длятся не более 1 рабочего дня.
Внимание! такая форма проверки не предполагает заблаговременного уведомления работодателя: визиты будут внезапными!
- Мониторинговую закупку товара или заказ работ/услуг для проведения испытания, экспертизы, исследования для проверки соответствия требованиям к безопасности и качеству.
- Выборочный контроль.
- Все проверки будут фиксироваться онлайн. Все действия контроллеров в рамках проверок будут отражаться в специальных информационных ресурсах.
Система поможет отследить правомерность надзорных мероприятий, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).
- Риск-ориентированный подход. Методика предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. Это означает, что, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).
- Сокращение количества проверок. Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок.
Например, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключит договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).
- Мониторинг вместо плановых проверок. Еще один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, – мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.
Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъемку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).
Кого проверит ГИТ в 2021
По постановлению Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий. Но и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.
- Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
- Кроме того, запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по ст. 28.7 КоАП РФ. Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства. Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника. При этом инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой. Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.
Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).
Что проверит ГИТ в 2021
При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: они не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.
- Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.). Но не все чек-листы утверждены на данный момент: например, Ростехнадзор пока не утвердил чек-лист по сосудам под давлением.
- При проверке создания и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) – чек-лист № 31, Роструд поставил задачу проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и присутствие в Положении разделов из п. 8 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России oт 19 августа 2016 г. № 438н), разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, а именно:
- политика работодателя в области охраны труда;
- цели работодателя в области охраны труда;
- обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
- процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:
- подготовку работников по охране труда;
- организацию и проведение оценки условий труда;
- управление профессиональными рисками;
- организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;
- информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
- обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
- обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
- обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
- планирование мероприятий по реализации процедур;
- контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
- планирование улучшений функционирования СУОТ;
- реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
- управление документами СУОТ.
Если инспектор выявит несоответствие требованиям охраны труда в Положении о СУОТ, в том числе Типовому положению, то это приравнивается к отсутствию у работодателя СУОТ.
- Кроме того, при проведении плановой проверки Роструд отметил необходимость применения Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ (приказ Роструда 21 марта 2019 г. № 77).
- Внеплановые проверки ограничены рамками запроса (жалобы), инспектор может проверить документы по теме проверки, которые касаются определенного сотрудника.
- Если же запрос на нарушение прав был отправлен с пометкой о неразглашении своего имени работодателю, что позволяет сделать ст. 358 ТК РФ, тогда сотрудник ГИТ может запросить документы на нескольких работников, чтобы сохранить имя, направившего запрос, в тайне.
Сроки проведения проверок ГИТ
Напоминаем, плановые проверки трудовая инспекция проводит:
- 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска;
- 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска;
- 1 раз в 5 лет — компании со средним риском;
- 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском.
Ответственность за нарушения охраны труда
- За не обеспечение функционирования системы управления охраной труда на своем предприятии, на организацию могут наложить штрафы по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
- для должностного лица – до 5 тыс. руб.;
- для организации – до 80 тыс. руб.
Обратите внимание! Штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному мероприятию несколько раз.
Например, если в Положении нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты (СИЗ), то организацию могут оштрафовать согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
- Штрафы по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ:
- для должностного лица – до 30 тыс. руб.;
- для организации – до 150 тыс. руб.
- Не забывайте: если не выполнить требования трудовой инспекции и не представить документы на проверку, организации грозит административная ответственность по ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ:
- штраф должностному лицу в размере от 2 до 4 тыс. руб.
Как будет проверяться соблюдение новых правил по охране труда
- Напомним, что с 1 января вступили в силу 38 новых правил по охране труда (ПОТ), еще 2 ПОТ начнут действовать чуть позже. Так, ранее действующие правила признаны утратившими силу. Но утратившие силу ПОТ, до сих пор включены в проверочные листы.
- Роструд рассказал, что с 1 января 2021 года инспекторы не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 января 2021 г. № 57-ТЗ).
Но, если в ходе проверки было выявлено нарушение новых ПОТ, инспектор вправе инициировать внеплановую проверку.