Новости
08.07.2021
Особенности получения бесплатной цифровой подписи в ФНС с 1 июля 2021 года
Обязанность оформлять квалифицированные ЭЦП возложена на ФНС только с 2022 года. С этого же 2022 года срок действия квалифицированных подписей, которые выдают коммерческие удостоверяющие центры, закончится.
Но ФНС проявила инициативу и решила досрочно оформлять квалифицированные ЭЦП уже с 1 июля 2021 года.
Кто может получить бесплатную ЭЦП
- Обратиться за получением квалифицированного сертификата в удостоверяющий центр ФНС могут:
- компания;
- индивидуальный предприниматель;
- нотариус.
- То есть получить квалифицированную ЭЦП в аккредитованном центре ФНС смогут лица, которые действуют от имени организации без доверенности, предприниматели и нотариусы по предварительной записи.
Кто не сможет получить ЭЦП
- ФНС не выдаст квалифицированную ЭЦП обычным гражданам и уполномоченным представителям коммерческих организаций. Получить подпись они смогут в платных удостоверяющих центрах после их аккредитации в соответствии с требованиями Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ.
- Кроме того, налоговики не выдают электронные подписи:
- кредитным организациям,
- операторам платежных систем,
- не кредитным финансовым организациям;
- должностным лицам государственных и муниципальных органов, а также организациям, подведомственным этим органам.
Такие организации и должностные лица с 2022 года получают квалифицированную ЭЦП в удостоверяющих центрах Центробанка и Федерального казначейства соответственно.
Как получить подпись
- Для получения ЭЦП необходимо предварительно записаться в ФНС. С 1 июля 2021 года подать заявление на выпуск можно через «Личный кабинет физлица» на официальном сайте ФНС.
- Чтобы получить квалифицированный сертификат в удостоверяющем центре ФНС, надо предоставить пакет документов. В него входит:
- документ, удостоверяющий личность;
- СНИЛС;
- USB-носитель ключевой информации (токен) для записи квалифицированного сертификата и ключа электронной подписи, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ.
Если Вы придете в ФНС с обычной USB-флешкой, купленной в магазине, то Вам не запишут на нее квалифицированный сертификат (ЭЦП). Нужно предоставить сотруднику ФНС специальную флешку, которая сертифицирована ФСТЭК или ФСБ.
- На сайте ФНС перечислены следующие варианты:
- Рутокен ЭЦП 2.0
- Рутокен S
- Рутокен Lite
- JaCarta ГОСТ
- JaCarta-2 ГОСТ
- JaCarta LT
- ESMART Token
- ESMART Token ГОСТ и др., соответствующие установленным требованиям.
Обратите внимание! На один носитель можно записать до 32 ЭЦП. Срок действия полученной в ФНС ЭЦП составит 15 месяцев.
- Приобрести носитель ключевой информации можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Или же можно использовать имеющиеся носители ключевой информации при наличии действующего сертификата соответствия ФСТЭК или ФСБ на этот носитель.
Как можно использовать подпись от ФНС
- Полученной квалифицированной подписью можно подписывать, например:
- счета-фактуры,
- первичные документы,
- налоговые декларации,
- отчетность в Росстат и внебюджетные фонды.