Новости
02.09.2022
Открываем ООО бесплатно и без помощи юристов: процедура и способы подачи
В чем выгода онлайн-регистрации ООО
- Удобство. При очной подаче документов все учредители должны собраться и вместе явиться в налоговую в один из рабочих дней. Проблема в том, что регистрационные функции есть только у некоторых ИФНС, часто это 1-2 инспекции на всю область или мегаполис. Если же направить документы на онлайн-регистрацию, заверив их ЭЦП, то это можно сделать в любое время и из любого места, где есть интернет.
- Сокращение затрат. В общем случае за регистрацию юрлица взимается госпошлина в размере 4 тыс. руб. Но если документы направляются в ИФНС в электронном виде, то пошлину платить не надо. Такая норма действует с 2019 года на основании пп. 32 п. 3 статьи 333.35 НК РФ.
- Сокращение ошибок. При онлайн-регистрации ООО обычно используют специальные сервисы для подготовки документов. Они существенно снижают количество ошибок (а это может быть даже не тот шрифт), соответственно, уменьшается риск отказа в регистрации. Кроме того, ошибки, допущенные в электронных документах, исправить проще, чем в бумажных.
Действия до регистрации ООО.
Процедура регистрации ООО через интернет отличается от стандартной только способом отправки документов. Все остальные требования аналогичны.
Это означает, что заявители, а ими в данном случае являются учредители компании, должны принять единогласное решение по ряду вопросов:
- Фирменное наименование организации. По закону общество должно иметь хотя бы одно название – полное на русском языке. Это формат: «Общество с ограниченной ответственностью «Вега». Но в деловой практике чаще используется сокращенное название, типа ООО «Вега», поэтому его тоже стоит включить в документы при регистрации. По желанию учредители могут утвердить дополнительные названия на языках народов РФ или иностранных.
- Местонахождение и адрес юридического лица. В уставе ООО достаточно указать только населенный пункт, в котором создается компания, например, г. Казань. Но в решении об учреждении общества и в заявлении Р11001 адрес юрлица должен быть полным: улица, номер дома, офиса. В бизнес-центрах, где регистрируется много организаций, адрес может быть сложным, с указанием не только номера дома, но и корпуса, этажа, помещения и других адресных элементов. Важно, чтобы адрес соответствовал муниципальному делению по ФИАС. А еще необходимо запросить у собственника документы, подтверждающие достоверность адреса: копия свидетельства о собственности или выписка из реестра недвижимости, а также гарантийное письмо или согласие на регистрацию ООО в жилом помещении.
- Виды деятельности компании. Существует специальный классификатор ОКВЭД, в котором все возможные виды экономической деятельности выражены цифровыми кодами. Например, код 46.31 означает «Торговля оптовая фруктами и овощами». Для целей регистрации из классификатора выбирают только те коды, в которых есть 4 и более знаков. Один из кодов указывают в качестве основного, то есть такого, от которого планируется получать максимальный доход.
- Руководитель ООО. Директора общества надо выбрать еще до регистрации. Его данные заносят не только в заявление Р11001 и решение об учреждении, но и в реестр ЕГРЮЛ (если ООО успешно зарегистрируют). Руководитель действует от имени общества, представляя его в правовых отношениях. На эту должность обычно назначают одного из учредителей или наемного работника. Функции по руководству ООО можно также передать ИП-управляющему или управляющей организации. Если есть такая необходимость, то назначают несколько руководителей, действующих совместно или независимо друг от друга.
- Размер уставного капитала и доли в нем. Минимальный размер УК в общем случае составляет 10 000 рублей. Эту сумму учредители должны разделить на доли и внести ее не позже 4 месяцев с даты создания ООО.
Принятие решений по этим вопросам несколькими учредителями оформляется протоколом общего собрания. Если собственник в компании один, он фиксирует эти сведения в решении единственного учредителя.
Далее на основании этих данных надо заполнить заявление о регистрации ООО по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. А еще необходимо разработать индивидуальный устав, на базе которого будет действовать общество, или выбрать типовой устав из 36 вариантов, предложенных Минэкономразвития.
Соберите документы для онлайн-регистрации ООО.
Для регистрации ООО в ИФНС подают документы, перечисленные в ст. 12 закона 08.08.2001 № 129-ФЗ:
- заявление Р11001;
- решение или протокол об учреждении ООО;
- устав.
Если выбран типовой устав, то сам учредительный документ не подают, в заявлении просто указывают его номер. Квитанция об оплате госпошлины не требуется, потому что при онлайн-подаче документов она не взимается.
Приложите документы, подтверждающие достоверность юридического адреса.
Если компания будет работать на УСН, можно сразу подать уведомление о переходе на этот льготный режим.
Для оформления ЭЦП потребуется:
- паспорт;
- номер СНИЛС;
- ИНН физлица, то есть учредителя.
В данном случае выпускается усиленная квалифицированная электронная подпись или УКЭП.
Подайте документы в ИФНС онлайн.
Документы для регистрации ООО необходимо направить в ФНС через интернет. Для этого можно воспользоваться специальными сервисами или сделать все самостоятельно. Кроме того, есть вариант подачи документов через нотариуса.
- Через нотариуса. С августа 2021 года нотариусы не только заверяют подпись заявителя в форме Р11001, но и направляют все необходимые документы на регистрацию в ИФНС. При этом учредителям не надо оформлять на себя ЭЦП, нотариус использует свою электронную подпись. Этот способ онлайн-регистрации ООО может оказаться довольно дорогим. Хотя заявителям не надо платить за госпошлину и свою ЭЦП, но сама нотариальная услуга платная. Ее стоимость зависит от региона и начинается от 3 тыс. руб. Если учредителей несколько, то каждый из них должен посетить нотариуса (необязательно одного и того же). Документы в ИФНС отправит тот нотариус, который заверил подпись последнего учредителя.
- Через сайт ФНС. Этот способ онлайн-регистрации ООО дешевле, чем при обращении к нотариусу, но технически он самый сложный плюс требует больше времени для самостоятельного получения ЭЦП. ФНС разместила на своем сайте несколько полезных сервисов, один из них предназначен специально для регистрации юрлиц и ИП. Программа отправки документов бесплатная, но, чтобы ею воспользоваться, надо сначала оформить ЭЦП для каждого учредителя (стоимость – от 1 тыс. руб. на одного). Выпускают электронные подписи для регистрации ООО только аккредитованные удостоверяющие центры, их контакты есть на сайте Минкомсвязи. После оформления УКЭП зайдите на сайт ФНС, пройдите регистрацию в сервисе и внесите данные для заполнения формы Р11001. Приложите другие документы:
- устав,
- решение или протокол об учреждении,
- гарантийное письмо или согласие,
- документ о собственности на недвижимость.
Затем установите программу CryptoPro, загрузите все документы в транспортный контейнер и отправьте их в ИФНС.
Дождитесь решения ИФНС.
Независимо от способа подачи ответ налоговой инспекции должен прийти через 3 рабочих дня после принятия документов. В случае успешной регистрации ИФНС направляет на электронный ящик каждого заявителя следующие документы:
- лист записи ЕГРЮЛ,
- свидетельство о постановке организации на налоговый учет
- устав с отметкой инспекции (за исключением типовых уставов).
При наличии ошибок в документах, а также причин, связанных с личностью учредителя или руководителя, будет вынесено решение об отказе в регистрации. Если дело только в ошибках, их можно быстро исправить и направить документы заново. Но если отказ вызван другими причинами, возможно, придется подождать (например, пока истечет срок дисквалификации директора) или сменить кандидатуры руководителя и учредителей.