Новости

Особенности составления учетной политики организации на 2023 год

16.01.2023

Особенности составления учетной политики организации на 2023 год

Учетная политика (УП) — это внутренний документ компании, где зафиксированы все выбранные ею способы отражения операций и формы первичных документов. Например, в УП может быть закреплено, что амортизация основных средств начисляется линейным методом. Амортизационная премия не применяется. Стартовая величина резерва расходов по предстоящим отпускам считается по каждому сотруднику. При отгрузке товара используется унифицированная форма накладной ТОРГ-12 и т.д.

Что такое учетная политика организации.

Есть хозяйственные операции, которые можно отразить по-разному. Правила налогового учета (НУ) и бухучета (БУ) подразумевают несколько способов, и компания вправе выбрать один из них.

  • В НУ у организаций есть право отразить амортизационную премию, то есть списать на текущие расходы 10% (в отдельных случаях — 30%) первоначальной стоимости основного средства (п.9 ст. 258 НК РФ). Но от премии допустимо отказаться.
  • В налоговом учете для большинства объектов ОС разрешено выбрать метод амортизации: линейный или нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). Выбор метода амортизации закреплен и в бухучете (п. 35 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»).
  • В БУ компании (кроме малых предприятий) обязаны создавать резервы по предстоящим отпускам. Для этого надо, в числе прочего, вычислить стартовую величину резерва. Методика расчета нормативами не установлена. Организация может определить стартовое значение для каждого работника, либо для подразделения в целом.
  • Кроме того, у организаций есть право выбора: использовать унифицированные бланки первичных документов, либо разработать собственные. Это относится к накладной по форме № ТОРГ-12, графику отпусков, табелю учета рабочего времени, штатному расписанию и пр.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета.

  • Формировать УП для целей бухучета должны все юридические лица (п. 3 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Придерживаться УП обязаны как головной офис, так и каждый филиал, подразделение и представительство организации (п. 9 ПБУ 1/2008).
  • Учетная политика должна обеспечивать:
  • полноту отражения в БУ всех фактов хозяйственной деятельности;
  • своевременность отражения каждой операции в БУ и в бухгалтерской отчетности;
  • равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам на последнее число каждого месяца.

Обратите внимание! Рабочий план счетов — один из элементов УП для целей бухучета. Из всех счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н) организация выбирает те, которые будет использовать в своей работе. В крайнем случае, с разрешения Минфина, допустимо ввести новый счет. Для этого можно задействовать «свободные» номера из утвержденного плана.

Учетная политика для целей налогового учета.

  • Если НК РФ допускает различные способы учета, компания должна выбрать один из них и закрепить в своей УП.

Важно! Отступать от утвержденной учетной политики нельзя. На это указал Конституционный суд в определении от 12.05.05 № 167-О. Там говорится о том, что, избрав конкретный вариант такой политики, каждый налогоплательщик включается в соответствующий механизм налогообложения и в силу этого лишается возможности использовать другой.

Кто составляет учетную политику организации.

  • Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
  • Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Требования к оформлению учетной политики предприятия.

  • Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В п. 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и пр.
  • На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

Обратите внимание! Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

  • Саму политику можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

Утверждение учетной политики.

  • По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
  • Сроки утверждения учетной политики для бухучета и для целей налогового учета — разные:
  • Учетная политика для целей БУ утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юрлица (вновь созданного, либо реорганизованного). Но применяется уже с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Если со следующего года УП меняется, соответствующий приказ нужно утвердить до 1 января этого года (п. 9 ПБУ 1/2008).
  • Учетную политику по НДС вновь созданные организации утверждают не позднее окончания первого налогового периода (квартала). А применяют — со дня создания (п. 12 ст. 167 НК РФ).
  • Для утверждения УП по налогу на прибыль сроки не прописаны. Но указано, что применять ее в общем случае нужно до конца текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ).

Обратите внимание! Менять учетную политику в середине отчетного или налогового периода не возбраняется. Но для это нужны существенные основания. Их два:

— появление новых операций или нового вида деятельности;

— поправки в законодательстве о налогах и сборах, либо в федеральных или отраслевых стандартах.

Для целей БУ есть дополнительное основание — разработка или выбор более эффективного способа ведения бухучета.

Что необходимо учесть при составлении УП организации на 2023 год.

Нужно отразить изменения, которые вступят в силу. Вот основные новшества 2023 года:

  • В 2023 году будут действовать лимиты, позволяющие применять «упрощенку»:
  • по численности сотрудников — 130 человек;
  • по величине доходов — 251,4 млн. руб. (200 млн. руб. х коэффициент-дефлятор 1,257).

Если эти показатели не будут соблюдаться, следует заранее выбрать иную налоговую систему.

  • В 2023 году вводится единый тариф страховых взносов:
  • 30% для выплат в пределах базы;
  • 15,1% сверх базы;
  • предельная база равна 1 917 тыс. руб.

Для субъектов малого и среднего бизнеса продолжат действовать пониженные тарифы страховых взносов. Они применяются к части зарплаты, превышающей МРОТ. Тарифы влияют на размер резерва по отпускам.

  • Мобилизованных сотрудников не следует включать в график отпусков и учитывать их при составлении резерва по отпускам.
  • Если ООО отвечает критериям по численности работников, доходам, остаточной стоимости ОС и пр., то с января 2023 года перейти на автоматизированную УСН.

Заказать звонок

Укажите свой контактный телефон, и мы перезвоним вам в течении 5 минут

Заказать услугу
Прикрепить свои файлы