Новости

Как управлять денежными потоками в разные периоды «жизни» бизнеса

24.01.2024

Как управлять денежными потоками в разные периоды «жизни» бизнеса

На этапе зарождения идеи стартапер исследует различные аспекты своего будущего бизнеса и рассматривает возможности. Он планирует расходы и каналы сбыта, изучает целевую аудиторию и анализирует свои финансовые возможности. И именно сейчас важно четко понимать стратегию управления финансами в долгосрочном периоде – на три, пять и более лет. Поделимся секретами планирования денежных потоков на разных этапах «жизни» бизнеса.

Начало предпринимательского пути.

В начале своего предпринимательского пути, владелец компании сталкивается с первоначальными затратами на аренду офисных помещений и приобретение оборудования. Кроме того, ему необходимо найти клиентов и запустить процесс продаж.

  • На этом этапе для контроля и максимально эффективного использования стартового капитала, важно разработать финансовую модель. Эта модель позволит оценить финансовую сторону Вашей бизнес-идеи и определить сумму инвестиций, необходимых для открытия и успешного функционирования Вашей компании. Что, в свою очередь, позволит определить выгодность и прибыль проекта.

  • В первую очередь необходимо внимательно изучить предложения поставщиков, провести анализ цен на аренду рекламных площадок. Помните, что в плане необходимо предусмотреть разные непредвиденные расходы и заложить «запас финансовой прочности». Даже самое качественное планирование не гарантирует полного соответствия между задумками и исполнением.

Важно! Гибко и внимательно корректируйте свои действия и адаптируйтесь к изменяющимся обстоятельствам.

  • Одним из ключевых принципов финансового успеха является разделение личных денег и средств компании. На этапе создания бизнеса и в последующем не смешивайте личный бюджет с деньгами, предназначенными для развития компании. Такой подход позволит ясно оценить финансовое положение предприятия, избежать влияния личных финансовых решений на бизнес-операции и предотвратить риски банкротства.

Этап роста компании.

На следующем этапе развития компании, главная цель владельца - обеспечить рост и процветание предприятия. Однако, с ростом клиентов и увеличением продаж, возникают новые проблемы и нюансы, которые необходимо учитывать.

  • Один из ключевых аспектов на этом этапе – анализ соотношения выручки и прибыли. Иногда, несмотря на рост выручки, прибыль может оставаться на том же уровне или даже снижаться. Часто причиной этого является увеличение затрат на развитие и содержание бизнеса.

На этапе роста любой бизнес может столкнуться с проблемой нехватки денежных средств. Быстрый рост может привести к ситуации, когда деньги просто заканчиваются.

  • Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо вести управленческий учет и платежный календарь, которые помогут оперативно выявить возможные кассовые разрывы и принять соответствующие меры. В этот период компании необходимо не только стремиться к росту, но и контролировать расходы иначе усилия по увеличению продаж могут оказаться напрасными.

Фаза зрелости бизнеса.

Третий этап развития бизнеса наступает, когда он входит в фазу зрелости. Здесь особенно важно научиться эффективно управлять финансами. Возможно, компания уже имеет кредитные обязательства и нужно влезать в новые долги, чтобы удовлетворить потребности бизнес-процессов. В такой ситуации важно не только уметь оценить, будет ли этот кредит прибыльным, но и осознавать, что займ станет источником дополнительных расходов.

  • Обратите внимание на один из ключевых факторов, на соотношение рентабельности активов Вашей компании и процентной ставки по кредиту:

  • если рентабельность активов выше ставки, то, скорее всего, кредит будет полезным для Вашего бизнеса;

  • если рентабельность активов ниже ставки, взятие такого займа может иметь негативные последствия и даже привести к банкротству Вашей компании.

Однако финансовое управление на этапе зрелого бизнеса не ограничивается простым принятием решения о том, брать ли кредит или нет.

  • Стремитесь к постоянному совершенствованию и улучшению финансовой стратегии компании, несмотря на то, что у Вас уже все бизнес-процессы налажены, клиентов достаточно, а сотрудники работают слаженно и эффективно:

  • реформируйте стратегию управления финансами;

  • оптимизируйте расходы;

  • вкладывайте дополнительные средства в развитие.

На этапе зрелого бизнеса Ваша компания уже обладает значительным потенциалом для роста и развития, а правильное управление финансами сыграет ключевую роль в достижении новых высот.

  • Для эффективного выполнения плана назначьте ответственных сотрудников, которые будут следить за его реализацией. Не бойтесь кадровых перестановок, берите новых сотрудников в проект, чтобы получить свежий взгляд на то, что Вы делаете.

  • Регулярно проводите внутренние аудиты с привлечением сторонних специалистов, это позволит понять, почему случаются отклонения от плана и вовремя принять меры по перераспределению финансовых потоков, например, закрыть нерентабельное направление и перенаправить высвободившиеся средства в перспективные проекты.

  • Кроме того, этап зрелости как нельзя лучше подходит для автоматизации бизнес-процессов с помощью различных CRM-систем, например, для управленческого учета.

  • Одним из способов обеспечения финансовой стабильности компании в этот период является создание резервных фондов. Это финансовая подушка безопасности, которая должна быть в каждой организации. Создание такого фонда обеспечит дополнительные средства для развития бизнеса или использования в случае кризиса или других непредвиденных ситуаций без использования ненужных кредитов.

Период спада прибыльности.

  • На этапе спада прибыльности и на фоне роста расходов, необходимо проанализировать причины этого явления.Могут быть несколько факторов, влияющих на снижение прибыли. Один из них, может быть, нерентабельность определенных видов деятельности.

Важно! Проведите сравнительный анализ показателей прибыли по разным направлениям компании. Возможно, от некоторых из них стоит отказаться из-за их убыточности.

  • Проведите анализ расходов компании. Возможно, сотрудники неэффективно распределяют рабочие часы или имеются ненужные затраты на неиспользуемые склады.

  • Обратите внимание на возможные излишние расходы, которые можно сократить или исключить. И тогда компания успешно преодолеет любой спад и снова войдет в фазу роста.


Заказать звонок

Укажите свой контактный телефон, и мы перезвоним вам в течении 5 минут

Заказать услугу
Прикрепить свои файлы