Новости

Главные новеллы для бизнеса из пятого «антимонопольного пакета»

26.01.2024

Главные новеллы для бизнеса из пятого «антимонопольного пакета»

С 1 сентября 2023 года в силу вступил пятый «антимонопольный пакет». Новеллы обязали агрегаторов и маркетплейсы соблюдать антимонопольное законодательство. Подробности в таблице ниже.

Ужесточение административной ответственности 

ФЗ № 426 предусматривает 2 важных нововведения в КоАП РФ, которые коснулись всех участников рынка: 

Дополнительным отягчающим обстоятельством при привлечении к административной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений считается использование цифровых алгоритмов. Новое отягчающее обстоятельство вполне логично из-за роста числа правонарушений с использованием компьютерных программ для заключения и исполнения антиконкурентных соглашений.

Ужесточение наказания за повторное невыполнение решения, предписания антимонопольного органа — удвоение ранее наложенного административного штрафа и новые сроки для исполнения предписаний. Столь суровая мера в виде удвоения административного штрафа предлагается впервые.

Конкуренция на цифровых рынках

В пятый «антимонопольный пакет» вошел и ФЗ № 301, который внес изменения в закон «О защите конкуренции». Цель — урегулировать цифровые рынки, чтобы избежать их монополизации и усилить контроль над лидерами площадок. Среди основных изменений:

  • введение понятия «цифровая платформа»;

  • определение критериев доминирующего положения хозяйствующих субъектов;

  • требование согласовывать с ФАС сделки, превышающие 7 млрд. руб.;

  • расширение института экспертизы.

Поправки решают ключевую проблему — злоупотребления со стороны цифровых платформ. Ранее при рассмотрении дел ФАС сталкивалась с трудностями при определении, что такое цифровая платформа и на каком рынке она осуществляет деятельность. Например, считается ли онлайн-магазин книг цифровой платформой. И можно ли считать, что такси конкурирует с каршерингом, частными таксистами и автовладельцами. Теперь в законе о защите конкуренции появилось понятие «цифровая платформа» и критерии того, когда такая цифровая платформа может считаться доминантной на рынке.

Одно из ключевых нововведений — специальные запреты монополистической деятельности для транзакционных цифровых платформ, где совершают сделки продавцы и покупатели. Законодатель добавил дополнительные условия, распространяющие запреты для доминирующих игроков цифрового рынка. Теперь платформам запрещено злоупотреблять своим положением, если:

  • сумма сделок субъекта превышает 35% общего объема операций на товарном рынке;

  • размер выручки должен превышать 2 млрд. руб. за последний календарный год. 

Эти положения освобождают от претензий регулятора менее крупных игроков, но сосредотачивают внимание на тех участниках рынка, кто имеет достаточную власть, чтобы влиять на развитие рынка в целом.

Штрафы за интернет-рекламу

Маркировать рекламу обязали еще с сентября 2022 года, но санкции за ее отсутствие ввели только год спустя. С сентября 2023 года за рекламу в интернете без маркировки можно получить штраф. Если не указать специальный идентификатор и не сообщить его в Роскомнадзор через специального оператора, привлекут к административной ответственности.

ФЗ № 274 «О внесении изменений в КоАП» дополнил ст. 14.3 тремя новыми составами и штрафами за их несоблюдение.

За непредставление информации о рекламе в интернете в Роскомнадзор грозят следующие штрафы:

  • для физлиц — от 10 до 30 тыс. руб.; 

  • для должностных лиц — от 30 до 100 тыс. руб.; 

  • для юрлиц — от 200 до 500 тыс. руб.

За распространение рекламы без идентификатора или нарушение требований к нему: 

  • для физлиц — от 30 до 100 тыс. руб.;

  • для должностных лиц — от 100 до 200 тыс. руб.;

  • для юрлиц — от 200 до 500 тыс. руб.

За непредставление информации оператором в Роскомнадзор:

  • для должностных лиц — от 100 до 200 тыс. руб.; 

  • для юрлиц — от 300 до 700 тыс. руб. 

Закон распределил полномочия ФАС и Роскомнадзора при рассмотрении дел о нарушении законодательства о рекламе. Три новых состава попали под регулирование Роскомнадзора, а за ФАС остались полномочия по рассмотрению нарушений, предусмотренных п. 1–14 ст. 14.3 КоАП РФ.

Электронные торги по аренде госимущества 

С октября 2023 года торги по аренде государственного и муниципального имущества проводят в электронной форме по приказу ФАС. Теперь информация о таких закупках публикуется на «ГИС Торги», а сами торги проходят на электронных площадках, перечень операторов которых утвержден в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Нововведение продолжает тенденцию перевода тендерных процедур в электронную форму. Ранее ФАС уже ввела электронные торги в отношении аренды и продажи государственных земельных участков. Теперь аналогичная форма будет применяться и в отношении аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иного перехода прав на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности

Теперь участникам торгов нужно в обязательном порядке иметь электронную подпись и пройти регистрацию в государственной информационной системе torgi.gov.ru.

Явное преимущество нового порядка: цифровизация позволит как оптимизировать закупочные процессы, так и обеспечить их прозрачность, что будет способствовать реализации одного из принципов проведения закупочных процедур — информационной открытости.

Сделки с иностранными инвесторами 

Принятые в апреле поправки внесли изменения в ФЗ № 57 об иностранных инвестициях в общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Нововведения уточнили последствия недействительности ничтожной сделки, совершенной с нарушением законодательства об иностранных инвестициях.

Теперь иностранными инвесторами наравне с россиянами, имеющими двойное гражданство, считаются те, у кого есть ВНЖ в другой стране. Если они контролируют стратегическое общество, то обязаны подать ходатайство о согласовании контроля над ним. Еще суды смогут взыскивать акции, доходы и имущество такой компании в доход государства. А общество может обратиться с иском к иностранному инвестору, чтобы возместить убытки из-за недобросовестного осуществления им прав в результате сделок, нарушающих закон.

Поправки существенно поменяли подходы к совершению сделок: понятие «иностранный инвестор» теперь максимально широкое. Количество сделок с участием «истинно» иностранных инвесторов существенно снизилось за последние 2 года и под закон теперь в основном подпадают «отечественные» сделки.

До внесения указанных изменений подобные последствия уже применяли суды. При этом они руководствовались общими положениями гражданского законодательства, а именно ст. 169 ГК РФ о недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка или нравственности (дела № А42-7217/2021, № А42-10735/2019). Внесенные изменения также получили широкое применение в судебной практике (дела № А21-2269/23, № А56-24370/23) ФАС и Генеральная прокуратура часто взыскивают в доход государства акции стратегических обществ. Изменение закона вполне закономерно с учетом политической и экономической ситуации, поскольку оно направлено на устранение незаконного иностранного контроля.

Налоги за сделки с иностранцами

В ноябре В. Путин подписал закон, который значительно изменил НК РФ. Из наиболее важных законов, есть 3, на которые стоит обратить внимание бизнеса.

Новые правила предусматривают налог на работы и услуги, выполняемые в России взаимозависимой иностранной организацией. Ранее они не облагались налогом на прибыль, если были выполнены не через постоянное представительство в РФ. По мнению ФНС, подобные контракты на практике часто используются как способ безналогового вывода прибыли из России, а не для выполнения реальных хозяйственных операций.

Закон допускает применение льготных ставок налога к отдельным видам доходов иностранных компаний, получаемых в России. Это проценты, доходы от международной перевозки и лицензионные платежи. Ранее они были предусмотрены приостановленными соглашениями об избегании двойного налогообложения. 

Иностранные компании, чьи доходы и ранее освобождались от уплаты налога в России или облагались по пониженным ставкам, смогут пользоваться льготами до конца 2025 года. Этой норме придали обратную силу, и она распространяется на любые виды выплат, которые произвели с 8 августа 2023 года.

Опровержение рекламы за свой счет

В октябре ФАС усилила контроль на рынке финансовых услуг.

Теперь банки обязаны указывать в рекламе всю информацию о займе, а не только привлекательную. Новые требования установили и для страховщиков. Организации должны размещать на сайте и в офисах сведения о своем кредитном рейтинге.

Недостоверная реклама — одно из часто выявляемых нарушений закона при пиаре финансовых услуг. ФАС крайне редко обращается в суд с иском о публичном опровержении недостоверной рекламы, а на рынке банковских услуг этот инструмент применен впервые по иску ФАС к «Райффайзенбанку». 

Суть дела: Дело по иску ФАС к «Райффайзенбанку» создало новую практику по разрешению споров о нарушении закона «О рекламе». В феврале 2022 года банк запустил рекламу сервиса «Кешбэк на все», которая была недостоверной и вводила зрителя в заблуждение. Служба оштрафовала «Райффайзенбанк» и выдала предписание, а затем обратилась в суд с требованием обязать кредитную организацию выпустить за свой счет опровержение рекламы. Теперь по решению суда банк обязан разместить в эфире телеканала семь видеороликов с информацией, что антимонопольная служба признала рекламу недостоверной и кешбэк начисляется не за все виды операций.

Очное рассмотрение ходатайств

Приказ № 576/23 о проведении очного рассмотрения ходатайства по согласию на сделку, подлежащую государственному контролю над экономической концентрацией, вступил в силу в ноябре 2023 года. Порядок разработали для реализации положений пятого «антимонопольного пакета».

Теперь заявитель может попросить рассмотреть его ходатайство в очном порядке. Служба определила сроки для назначения заседания: 3 рабочих дня после подачи документов стороной сделки и 10 — по инициативе ФАС. Если заявитель и служба не попросили рассмотреть ходатайство очно либо не пришли, то решение по сделке принимается заочно.

Новелла позволяет ФАС и бизнесу в правовом поле обсудить риски ограничения конкуренции, которые могут возникнуть в результате совершения сделки и совместно найти оптимальные механизмы для их снижения, чтобы избежать негативных последствий для бизнеса в виде предписаний.

«Номер один» в названии знака

В ноябре Суд по интеллектуальным правам поддержал позицию ФАС о недопустимости регистрации товарного знака, включающего обозначение «номер один».

Суть дела: К регулятору обратилась компания, производящая инсектициды под названием «Дихлофос» с 1972 года, поскольку их конкурент зарегистрировал в качестве товарного знака обозначение «Дихлофос № 1». Суд указал, что закон запрещает использовать названия, намекающие на превосходство одного товара над другим. Еще регистрация подобных товарных знаков противоречит требованиям законодательства о защите конкуренции.

В практике ФАС неоднократно указывала на недопустимость использования в конкурентной деятельности таких слов, как «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», и иных подобных выражений в превосходной степени без использования объективного критерия оценки. Сейчас такой подход служба распространила и на регистрацию товарных знаков. 

Изначально норма ст. 14.4 закона «О защите конкуренции» вводилась для борьбы с лицами, регистрирующими чужие товарные знаки в недобросовестных целях. Например, чтобы предъявить требования о нарушении товарного знака к его исходному владельцу либо потеснить его на рынке. В этом деле ФАС, а следом за ней и СИП обозначили больший потенциал этой нормы и применили ее к регистрации и использованию обозначения, выполненного в превосходной степени. 


Заказать звонок

Укажите свой контактный телефон, и мы перезвоним вам в течении 5 минут

Заказать услугу
Прикрепить свои файлы